|
|
N°45, 16 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Постшумахерский период
Теперь элитные пилоты будут гоняться без великого Михаэля
Первая гонка чемпионата мира 2007 года по автогонкам в классе «Формулы-1» стартует в этот уикенд на трассе Альберт-парк в австралийском Мельбурне. Она откроет не только новый сезон, но и новую эпоху в истории этого спорта. Какое название даст ей время, сейчас можно только предполагать, но пока что условно назовем этот период «постшумахеровским». После ухода великого гонщика образовалась некоторая пустота или, лучше сказать, опустошенность, как после любого события, давно ожидаемого, но все-таки подкравшегося незамеченным. В такие переходные периоды интерес к происходящему в конкретной области после этого события падает. Например, несколько моих знакомых, с которыми я в конце 80-х «заболел» «Формулой», по завершении прошлого сезона «выздоровели», заявив, что вряд ли будут следить за гонками в дальнейшем. При этом не все они были поклонниками Шумахера. Конечно, сказано это было сгоряча, и «болезнь» к ним не раз еще вернется, но пример показательный -- даже болельщикам, помнящим времена до Шумахера, трудно представить «Ф-1» без Михаэля.
Отсутствие Шумахера как главного ньюсмейкера, формирующего вокруг себя новостное поле, также является отличительной чертой переходного периода. Это межсезонье было, как обычно, насыщено тестами, презентациями новых машин, техническими новинками, но все это поглощалось вакуумом, образованным потухшей звездой Шумахера, не собиралось в один поток, образованный силой ее притяжения, а хаотично терялось в информационном пространстве. Попытаемся все-таки разобраться, в каких условиях зарождается новая эпоха.
Технологии, люди, деньги -- эти три кита по-прежнему держат мир «Формулы» на своих могучих спинах. В наступающем сезоне не ожидается каких-либо потрясений сложившихся порядков, но локальные встряски вполне возможны. Прошлогоднее «великое переселение народов», результатом которого стало значительное обновление состава некоторых команд, особенно категории топ, делает непредсказуемым исход борьбы за чемпионский титул и Кубок конструкторов. Большинство конюшен, презентуя новые машины, отказались от победных прогнозов, предпочитая осторожно рассуждать о невероятно напряженном сезоне и равных шансах на успех большой группы гонщиков.
Включив в воскресенье утром свои телевизоры, те болельщики, кто не следил за изменениями, происходящими в «Ф-1» в межсезонье, скорее всего не сразу определят командную принадлежность той или иной машины. Полностью сменили окраску «Хонда» и «Спайкер». Японская конюшня обратилась к модной экологической теме, раскрасив болиды в приятные и необычные зелено-голубые тона, что символизирует цвета земли. Своим выбором в «Хонде» лишний раз хотели подчеркнуть, что концерн занимает лидирующие позиции в разработке гибридных двигателей, которые должны стать альтернативой привычным ДВС. Правда, новая раскраска понравилась далеко не всем. Экологические движения, в том числе и «Гринпис», назвали зеленную инициативу японцев «ханжеской». На ярко-оранжевые «Спайкеры» смотреть стало значительно приятнее, чем на прошлогодние унылые «Мидланды». Правда, радовать глаз болельщика голландской команде удастся не слишком часто -- как и «Мидланд», ставшей основой новой команды, ей предстоит тяжелая борьба за места в хвосте пелотона.
«Побелевшая» «Рено» и «покрасневшая» «Феррари» -- образец спонсорского влияния в современной «Формуле». Привычные желто-синие цвета французской команды разбавили белой краской в угоду новому финансовому партнеру -- банковской группе IMG. В «Феррари», наоборот, отказались от белых «мальборовских» полос, приведя машины к традиционным цветам скудерии.
Вообще общими усилиями большая тройка -- «Макларен», «Рено» и «Феррари» -- внесла дополнительный беспорядок в умы прошлогодними переходами пилотов, инженеров, конструкторов, спонсоров. Болельщики еще долго будут удивленно вздрагивать при виде Кими Райкконена в красном комбинезоне или надписи Vodafone на бортах «Макларена». А первый темнокожий гонщик в истории «Формулы-1» Льюис Хэмильтон, протеже шефа «Макларена» Рона Денниса? Он, несомненно, станет главной сенсацией начала сезона. На первых порах из-за цвета кожи, а дальше все будет зависеть от него самого. По крайней мере 21-летний англичанин побеждал во всех сериях, где ему приходилось выступать по дороге в «Ф-1».
Кстати, давно не было сезона, когда сразу в двух командах, претендующих на самые высокие места в чемпионате, на роль основных пилотов приглашали новичков, до этого вообще не имевших опыта выступления в «Большом цирке». В «Макларене» к тому же состав гонщиков сменился полностью. Переход Фернандо Алонсо из чемпионского «Рено» в английскую команду, подрастерявшую былой победный дух, уже сейчас сравнивают с таким же поворотом в судьбе Михаэля Шумахера. И тогда, и сейчас говорили, что основным движущим фактором обоих чемпионов стали деньги. Несмотря на это, Шумахеру удалось войти в легенду, выведя «Феррари» из многолетнего кризиса. Если Алонсо, пусть не с первой попытки (Шуми тоже понадобилось два года) повторит подобное с «Маклареном», никто не вспомнит о меркантильной первопричине перехода.
Пришедший на место Алонсо в «Рено» Хейкки Ковалайнен еще одна большая надежда королевы автоспорта. Финн в отличие от Хамильтона -- вполне сложившийся гонщик, имеющий значительный багаж выступлений в младших «формулах». Ровесник Алонсо, Хейкки давно созрел для дебюта в первой «Формуле», но боялся застрять в командах нечемпионского уровня, предпочитая роль тестера в «Рено». Терпение было вознаграждено сполна -- новичку попасть в чемпионскую конюшню практически невозможно. Наконец самая загадочная фигура -- третий дебютант чемпионата. Если Хамильтон и Ковалайнен успели засветиться перед широкими автоспортивными массами, то карьера Андриана Сутила не привлекала до этого особого внимания. Но Колин Коллес, босс Spyker, не терял своего бывшего подопечного в «Ф-3» из виду. И когда немецкий пилот смог предложить команде не только свой талант, но и надежные финансовые обязательства от спонсора, перед ним распахнулись двери в «Формулу-1».
И еще немного о деньгах. Многолетняя борьба главного регулирующего органа автоспорта Международной автомобильной федерации (ФИА) за снижение расходов в «Формуле-1», похоже, успешно завершена. В прошлом году, по подсчетам экспертов, команды потратили в общей сложности чуть меньше трех миллиардов долларов. Это даже больше, чем в 2005 году, когда борьба за экономию велась не с таким размахом. Самая расходная статья бюджета прошлого сезона -- разработка новых двигателей. Правда, в этом году введен мораторий на любые изменения в моторах, но вряд ли это остановит «гонку кошельков». Так же, как и отгремевшие сражения шинных войн. Команды все равно ищут, как потратить высвободившие средства. И, конечно, они найдут. Аэродинамика -- в этом сезоне именно она выйдет на первый план. Крылья, крылышки, рога, другие интересные решения, обкатываемые этой зимой на тестах, дают десятые доли секунды улучшения на круге, но требуют вложений многих миллионов долларов. В аэродинамических трубах команд (а некоторые обзавелись уже двумя) 24 часа в сутки продуваются модели. Но ФИА может считать свою кампанию за экономию законченной: в «Формуле-1» больше не осталось команд, ради которых эта кампания и затевалась. Последняя частная конюшня «Уильямс» еще держится, но еще несколько усилий федерации, направленных на ее спасение, поставит наконец точку в этой борьбе. Бедных больше не останется. Выиграет ли от этого «Формула»?
Дмитрий СИТНИК