|
|
N°135, 28 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сырьевая политэкономия
Иракская нефть может "перебежать дорогу" российской
Во время визита главы Комитета международного сотрудничества с Ираком Юрия Шафраника в Ирак, о котором говорилось во вчерашнем номере газеты "Время новостей", и переговоров с представителями министерства нефти Ирака, естественно, поднимался вопрос о мировых ценах на "черное золото".
На Ирак, как известно, распространяются международные санкции, запрещающие, в частности, экспорт нефти, за исключением поставок по программе "Нефть в обмен на продовольствие". Однако разговоры о снятии эмбарго идут постоянно, а с началом нефтяного кризиса актуальность вопроса неизмеримо выросла.
Любопытная деталь: по логике, дополнительный экспорт Ирака должен «сбить» мировые цены на нефть. Чего, собственно, и добиваются США. Но, как полагают эксперты, увеличение иракского экспорта невыгодно прежде всего России. По оценкам аналитика нефтяного агентства Petroleum Argus Сергея Лукьянова, иракская нефть близка по качеству к российской -- высокосернистой. А высокосернистое сырье ни в Европе, ни в Америке широко не используется по соображениям экологии. Поэтому, если иракская нефть и собьет цену, то только российской urals.
Российские нефтекомпании, полагает г-н Лукьянов, стремятся покорить Ирак только потому, что там «наши технологии могут прижиться из-за дешевизны добычи». Но если лет через пять мировая цена российской нефти будет на уровне 17--20 долл. за баррель, считает эксперт, российские нефтяники не будут заинтересованы даже в этом -- перед ними просто встанет задача «выживания».
Именно поэтому все соглашения, которые сейчас подписываются с Ираком, носят исключительно политический характер.
Полет российской делегации в Ирак сопровождался рядом скандалов. Прежде всего рейс выполняла авиакомпания «Внуковские авиалинии», а не "Аэрофлот -- Российские авиалинии". Как объяснили журналистам, госдеп США пригрозил "Аэрофлоту" запретом на рейсы в Северную Америку, и перевозчика для полета в Багдад пришлось заменить.
Уже после приземления в Багдаде стало известно, что экипажу пришлось лететь «по бездорожью»: не было получено разрешение на полет от российской государственной службы гражданской авиации. По дороге на запросы с земли пилоты сообщали, что везут в Ирак гуманитарный груз.
В пресс-службе «Внуковских авиалиний» официально не подтвердили эту информацию, однако полностью не стали исключать подобного варианта. Как заявил сотрудник компании, "при полетах в Ирак с гуманитарной помощью разрешение не обязательно, достаточно уведомить об этом соответствующие инстанции, что и было сделано".
Николай ГОРЕЛОВ, Багдад--Москва