|
|
N°44, 15 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дефицит свободы против дефицита культуры
Вышла книга Александра Караганова «Первое столетие кино»
Новая книга одного из старейших деятелей российской культуры Александра Васильевича Караганова рассказывает о том, как возникло, развивалось и изменялось искусство кино, начиная от первых опытов братьев Люмьер и до времен его расцвета, по мнению автора, пришедшегося на 60-70-е годы. Впрочем, в послесловии Караганов утверждает, что «кинопроцесс всегда шел волнообразно» и за подъемом наступал спад, и нет причин сомневаться, что новые времена породят новые достижения. Однако те процессы, которым автор был свидетелем, в его исследовании, естественно, представлены наиболее выпукло.
Александр Караганов родился в 1915 году в вологодской деревне, в 1939 году окончил знаменитый ИФЛИ, после чего получил назначение в Сталинград на преподавательскую работу. Оттуда он ушел на фронт, воевал недолго, пять месяцев с тяжелым ранением пролежал в госпитале, был оставлен для комсомольской работы на Урале. Быстро "дорос" до секретаря обкома в Челябинске. А затем его перевели в Москву, в ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей), где он и стал заместителем председателя. Потом он работал главным редактором журнала «Советская литература», директором издательства «Искусство», был секретарем СК СССР по международным связям. Занимая номенклатурные должности, Караганов тем не менее заслужил репутацию прогрессиста, человека разумного и образованного. Занимаясь налаживанием международных связей и организацией международных фестивалей, Караганов знакомится со многими выдающимися западными режиссерами. В книгу включены и интервью, и дневниковые записи его бесед с Феллини, Антониони, Бертолуччи, Албертом Моравиа, Френсисом Кополлой. В то время итальянское кино было полностью левым, а его связи с коммунистической Россией очень важными, и сегодня очень забавно читать, например, о том, как советская делегация обсуждала свежий фильм «Последнее танго в Париже»: «с Бертолуччи спорили мягко». А более жесткий разговор состоялся на ужине, где Караганов с Чухраем сочли возможным высказать свои претензии к картине руководителям итальянских коммунистов, которые «считали успех фильма большой победой, тем более что он случился после вступления Бертолуччи в компартию». Вообще детали -- вроде рассказа о том, как Джульетта Мазина возвращалась в кафе, чтобы забрать баночку с остатками черной икры, или как в 1977 году российские кинематографисты угощали итальянских гостей, в том числе Антониони, яичницей, приготовленной Константином Симоновым и Сергеем Герасимовым из всех остатков, что только нашлись на кухне у советского поэта (дело было глубокой ночью и веселиться можно было только дома), -- придают этому фундаментальному труду неожиданную живость и непринужденность.
В целом «Первое столетие кино» -- книга серьезная и обстоятельная, как и полагается труду «главного идеолога кинематографического союза» -- так назвал Караганова Андрон Кончаловский. В ней неожиданным образом сопрягается история советского и западного кино и дан очень широкий культурный контекст, позволяющий более полно понять происходящее.
И для тех, кто, как пишет автор по другому поводу, «очень приблизительно, небрежно, чтобы не сказать нигилистически, представляет историю советского общества, перечеркивая ее реальный ход с трудностями и несомненными достижениями», очень полезно будет прочитать ее, не только для того, чтобы представить себе столетнее развитие кино как некое единое и цельное движение, но и для того, чтобы с уважением отнестись к прошлому, не укладывающемуся ни в какие схемы.
Глеб МЫШКИН