К сегодняшнему дню каждый
претендент на пост президента Франции -- а их набралось уже свыше сорока -- обязан собрать рекомендательные подписи не менее полутысячи депутатов законодательных собраний различных уровней. Только в этом случае его официально зарегистрируют кандидатом на выборах, которые состоятся 22 апреля. Этот экзамен сдадут далеко не все, но уже очевидно, что предвыборным требованиям отвечают лидер правящего неоголлистского «Союза за народное движение» и глава МВД 52-летний
Николя Саркози, выдвиженка Соцпартии 53-летняя Сеголен Руаяль и 55-летний центрист Франсуа Байру, представляющий расплывчатую туманность двух десятков объединений социал-демократического толка.
В последние дни спурт в опросах общественного мнения совершил Байру, которого еще недавно никто серьезно в расчет не брал. По свежим данным социологической службы «Сэ-Эс-А», в первом туре выборов он может рассчитывать на 24% голосов. Руаяль, еще вчера представляемая «фавориткой нации», набрала 25%, а Саркози при всем его казенном ресурсе тоже не отличился -- 26%.
В забеге к Елисейскому дворцу кандидаты идут как хорошие рысаки на ипподроме -- ноздря в ноздрю, что вдохновляет политологов на прогнозирование самых смелых комбинаций во втором туре. По мнению большинства парижских институтов изучения общественного мнения, в случае дуэли между Саркози и Руаяль во втором туре, намеченном на 6 мая, победит неоголлист с 53% голосов против 47% у социалистки. Но если поединок состоится между Саркози и Байру, то улыбчивый центрист легко одержит верх над Саркози, получив 55% голосов против 45%!
«Вполне допускаю, что для стороннего зарубежного наблюдателя в этих раскладах французской политической жизни нет никакой логики. Но эта непредсказуемость не более чем видимость, -- сказал «Времени новостей» один из руководителей института опросов общественного мнения «И-Эф-О-Пэ» Жером Фуркье. По его словам, «дело в том, что 40% избирателей еще не определились». Значительная же часть тех, кто уже знает, за кого опустит бюллетень, «голосуют не столько «за», сколько «против» -- скажем, против Саркози, порой кажущегося волюнтаристом и ксенофобом, а не за Руаяль».
По оценке социолога, неизбежное ранее противостояние правых и левых сегодня размылось: «Многие правые придерживаются левых взглядов в том, что касается, к примеру, налогов или социального обеспечения. А многие левые стоят на типично правых позициях, когда поднимается вопрос об обеспечении большей личной безопасности и ограничении иммиграции». Феномен Байру, считает г-н Фуркье, «вызван тем, что лидер эсдеков с его весьма расплывчатой программой «отгрызает» голоса и у правых, и у левых».
"Байру ловит рыбку прежде всего в акватории социалистов, -- бьет тревогу главный социолог левых Жерар Ле Галь. -- Позиции Руаяль весьма шаткие, ведь электорат центристов и социалистов напоминает сообщающиеся сосуды". Как утверждают злые языки, «милашка Руаяль» уже успела пожалеть, что так стремительно ринулась в большую политику.
Другое дело амбициозный мэтр Саркози, решивший заняться охотой за голосами на, казалось бы, заповедной территории социал-демократа Байру. В поддержку кандидата от неоголлистов решительно выступила на днях известный политик и один из исторических лидеров еврейской диаспоры во Франции, узница гитлеровских лагерей Симона Вэй, прозванная «бабушкой французского центризма». Она заявила, что «Байру не представляет никого, кроме самого себя», и призвала голосовать только за Саркози.
«История любит повторяться, -- грустно констатирует Жан-Люк Мелешон, один из руководителей Соцпартии. -- Если на выборах случится то же, что и на предыдущих, когда в финал вышли правый Жак Ширак и крайний правый Жан-Мари Ле Пен, произойдет провал во французской истории. Социалисты и тем более коммунисты окажутся отброшенными в небытие. Им придется или исчезнуть, или стать коллаборационистами». Байру тем временем продолжает действовать по принципу батьки Махно: «Бей красных, пока не побелеют! Бей белых, пока не покраснеют!». В одном из своих интервью вожак центристов имя противника своего обозначил четко -- Сарколен!