|
|
N°226, 07 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Реформа образования и гражданское общество»
Предложения участников диалога, состоявшегося на переговорной площадке «Реформа образования и гражданское общество»
Выступление Льва Горкина на итоговом заседании Гражданского форума 22 ноября
Дорогие коллеги! У меня для вас одна новость хорошая, другая плохая. Плохая для меня -- я выступаю последним по отчетной дискуссии, но это для вас хорошая. Вы слышали, что слово «образование» произносилось уже несколько раз сегодня на различных тематических дискуссиях. И об этом говорил премьер-министр, это очень приятно. Естественно, что эта тема волнует многих участников этого Форума, и в этой дискуссии приняло участие более 300 человек из 74 регионов, а это примерно 115 организаций. В дискуссии выступили довольно активно, не сидели, слушали, а выступили активно вице-спикер Госдумы Хакамада, министр образования Филиппов и депутаты Госдумы Глебова и Шишлов. От имени участников, работа которых шла очень активно, я хочу сделать несколько таких заявлений наиболее важных.
Во-первых, активность участников была столь высокой, что пришлось организовать еще один дополнительный «круглый стол» -- вместо трех обещанных был 4-й, посвященный школе. Это очень важная тема. Мы считаем, что образование и наука должны быть национальными приоритетами в России, поскольку только они могут обеспечить нашей стране достойное место в быстро меняющемся современном мире и особенно в условиях глобализации. Это, к сожалению, часто не понимается как на региональном, так и на федеральном уровнях, хотя само по себе это утверждение, оно существует в целом ряде документов, принятых Госсоветом, например, Госдумой и так далее. Но часто реально это не воплощается в жизни. Наша система образования, несмотря на все ее плюсы, нуждается в серьезной модернизации и, как вы понимаете, также в существенной поддержке. И поскольку мы приняли, пришли к такому выводу, что в наше время одной из главных целей системы образования является формирование гражданина в первую очередь, то естественно, что образование является одним из важнейших факторов становления гражданского общества в России. Если это так, то вся его система должна соответствовать все в большей мере критериям и ценностям гражданского общества. Сейчас уже началась реформа образования, и премьер-министр заявил, что здесь не обойтись без участия гражданского общества. Мы тоже так считаем, но тем не менее участники дискуссии по этой теме хотят заявить, что сегодня существует опасность бюрократизации образовательной реформы. Мы считаем, что сам процесс реформирования образования невозможен только на административной и ведомственной основе. Гражданское общество через свои структуры должно осуществлять мониторинг и публичную экспертизу действий властей, оно должно активно влиять на важные решения, принимать прямое участие в управлении образовательной системы. Одним из важных результатов такого участия будет повышение прозрачности использования бюджетных и других средств, а это позволит улучшить экономическое состояние системы образования. Мы считаем приоритетными следующие несколько пунктов, я буду говорить очень коротко.
Первое: это достойная заработная плата учителям и преподавателям. Я считаю, что голодовки учителей и демонстрации протеста, которые происходят в некоторых регионах страны, это позор для страны, не только для регионов. Соответственно, власти региональные должны нести за это ответственность, и это тоже записано в нашем пункте. Принципиально важно законодательное оформление общественного участия в системе образования, и, в частности, мы считаем, что очень важно подготовить и принять федеральные законы, которые бы стимулировали попечительскую деятельность и благотворительную деятельность в области образования. Как видите, некоторые наши пункты перекликаются с положениями других дискуссионных групп.
Необходимо создание механизмов общественного управления, контроля и оценки качества образовательного процесса, хотя мы понимаем, что это не так просто. Необходимо создание благоприятных условий для многоканального прозрачного финансирования образования за счет бюджетных, целевых и привлеченных средств. Необходимо реальное включение общественности в процедуру аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Вы все, и как родители в первую очередь, должны знать качество услуг образования, которое предоставляют вашим детям, это невозможно сделать без участия гражданского общества. В связи с этим необходимо содействовать более эффективной деятельности, более профессиональной деятельности, в том числе экспертной, различных общественных объединений в этой сфере. И поэтому, мы считаем, необходимы меры, которые позволили бы обеспечить поле действия нашего Гражданского форума. Это, конечно, не избрание исполкомов, а это должно быть, на наш взгляд, создание информационной среды, которая позволит обеспечить такое сетевое взаимодействие, как сказал премьер, эту идею также мы хотели вынести, очень приятно, что у нас выведена эта точка зрения, если есть укрепление вертикали власти, мы должны с вами укрепить горизонталь нашей власти. Как это сделать? Помимо использования новых информационных технологий, мы считаем, необходимо создание российского фонда или системы фондов, и об этом, кстати, тоже было сказано в одной из групп, по поддержке гражданских инициатив, в частности в области образования.
Почему именно в области образования, вы можете спросить, а не в других секторах гражданского общества? Дело в том, что сейчас большая часть инициатив в этой области поддерживается западными фондами и ресурсами местных бюджетов. Поэтому мы будем рады, если наш отечественный бизнес примет большую часть в качестве партнера или в качестве спонсора при поддержке гражданских инициатив в области образования, потому что это будущее всей страны. Именно поэтому важно создать российский фонд гражданских инициатив в области образования. Большое спасибо.
03.12.2001г.
|