|
|
N°44, 15 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Риск-2008
Российской экономике не угрожает ничего, кроме парламентских и президентских выборов
Российская экономика за годы бума нефтяных цен настолько окрепла, что даже в среднесрочной перспективе никакие серьезные кризисы ей не грозят. Более того, даже снижение нефтяных цен вплоть до 30 долл. за баррель не приведет к катастрофическим последствиям, аналогичным дефолту 1998 года. Такой вывод сделали аналитики в ходе проведенной вчера рейтинговым агентством Fitch конференции на тему «РФ и регионы России: ключевые задачи в предвыборном году». Правда, о регионах говорилось мало, гораздо больше о перспективах экономики России в целом и возможных рисках для инвесторов. Впрочем, судя по оценкам выступающих, риски выглядят сегодня почти нереальными.
Экономика России с 2000 года, это признается всеми экспертами, совершила мощный рывок вперед. И пока нет оснований говорить о наличии причин, из-за которых рост резко затормозится. Постоянно улучшаются макроэкономические показатели: увеличиваются ВВП, промышленное производство, снижается инфляция, растут инвестиции и доходы населения.
По словам главы Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, госдолг составляет ныне всего 9% ВВП, в том числе только 5% приходится на внешний долг. При этом золотовалютные резервы России (314 млрд долл.) в шесть раз превышают размер государственной внешней задолженности. Если приплюсовать еще и стабфонд (более 100 млрд долл.), можно более чем уверенно говорить об отсутствии любых рисков долговых неплатежей.
Г-н Гурвич уверен, что России сегодня практически ничего не грозит с точки зрения нарушения макроэкономической стабильности, даже резкое снижение нефтяных цен вплоть до 30 долл. за баррель. По его словам, в этом случае потери бюджета составят 15 млрд долл., а в стабфонде к концу 2007 года будет накоплено более 150 млрд долл. «Этого хватит на десять лет компенсации потерь», -- говорит экономист. Более того, считает он, снижение нефтяных цен может позитивно сказаться на российской экономике. Во-первых, снизится инфляционное давление, а во-вторых, изменившаяся ситуация заставит власти активизировать реформы. «Давно выведен всемирный закон: активность действий правительства обратно пропорциональна квадрату неблагоприятных условий», -- полагает глава Экономической экспертной группы.
Не особо беспокоит г-на Гурвича растущий долг банковского сектора и нефинансовых предприятий. «Долг растет в долларах, но и ВВП в долларах увеличился за последние семь лет в пять раз», -- говорит он. По его словам, «на конец 2006 года долг банков и нефинансовых предприятий составил 23% ВВП, что не очень много». При этом суммарный внешний долг все равно снижается и составляет ныне 30% ВВП. Это «немного по международным нормам», констатирует экономист.
На фоне макроэкономических успехов, похоже, уже мало кого настораживает усиление прямого влияния государства на экономику, главным образом на нефтегазовый сектор. Главный советник Экспертного управления президента Юрий Газарян уверен, что такая политика властей на нынешнем этапе развития страны вполне оправданна. Также, на его взгляд, не так страшны растущие расходы бюджета, как их «малюют». По словам г-на Газаряна, расходы инвестиционного характера увеличены в этом году на 50%, а траты социального характера куда меньше -- на 22%. Более того, в 2008 и 2009 годах расходные статьи бюджета увеличатся только на 10--11% (в этом году бюджетные траты выросли более чем на 20%).
Однако, несмотря на столь выдающиеся для России показатели экономического развития, Fitch не спешит повышать суверенный кредитный рейтинг страны до следующего инвестиционного уровня класса «А» (сейчас рейтинг России от Fitch -- ВВВ+). Существует один ключевой риск, не принимать во внимание который эксперты не могут. Риск этот политический, и связан он с предстоящими выборами парламента и президента. Хотя старший директор Fitch Эд Паркер и выразил уверенность в преемственности политики российских властей после выборов, однако объяснил, почему агентство не спешит трансформировать эту уверенность в более высокий страновой рейтинг. «Россия -- страна со слабыми демократическими институтами, и возможны риски», -- говорит г-н Паркер.
Главный экономист компании «Ренессанс Капитал» Владимир Пантюшин согласен с тем, что «самые высокие риски в российской экономике -- политические». Он, впрочем, уверен, что ситуация более предсказуемая, нежели была в 1999 году перед тем, как к власти пришел Владимир Путин. Тем более что в высоких политических кругах налицо «желание избежать потрясений». Однако «считать, что все будет абсолютно гладко, -- заблуждение», уверен г-н Пантюшин.
Михаил ВОРОБЬЕВ