|
|
N°43, 14 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слишком много букв
Редкий читатель дочитает «Кубок огня» до середины
Есть у Гарри Поттера начало, нет у Гарри Поттера конца. Кажется, миллиардерша Джоан Роулинг несколько переборщила с объемом своего бесконечного сериала про мальчика с волшебной палочкой. Четвертая книга знаменитого многотомника «Гарри Поттер и кубок огня» оказалась несколько трудновата для читателей. Согласно опросу британской компании Teletext, 32% респондентов (то есть почти каждый третий!) так и не смогли дочитать этот толстенный том до конца.
Опросив 4 тыс. человек, английские социологи составили любопытный рейтинг «неодолимых» книг. У каждого читателя наверняка найдется свой список брошенной литературы -- книг, заброшенных на середине или после прочтения десятка страниц. В британском рейтинге неудобочитаемых шедевров художественного слова «Кубок огня» занял почетное второе место. Четвертый Поттер уступил лишь творению букеровского лауреата Ди Би Си Пьера «Вернон Год Литтл». Уступил, пожалуй, вполне заслуженно -- чтобы прочитать от корки до корки этот толстый том, написанный в разговорном стиле с использованием подросткового сленга, требуются недюжинное терпение и завидная выносливость. У 35% опрошенных на Ди Би Си Пьера силы воли не хватило.
Только на третьем месте стоит «Улисс» Джеймса Джойса -- его не дочитали 28%. Здесь странно то, что великому ирландцу досталась лишь «бронза», -- вдумчивое и перенасыщенное литературными отсылками описание одного дня из жизни Блума много лет считалось некоронованным чемпионом в категории «сверхсложное чтение». Однако новое время принесло с собой и новых героев: многобуквенные «Вернон Год Литтл» и «Кубок огня» легко отодвинули классика на нижнюю ступень пьедестала.
Как и ожидалось, в недочитываемую десятку попали и российские классики: Лев Толстой с «Войной и миром» и Достоевский с «Преступлением и наказанием». До «Улисса», впрочем, им далеко -- лишь восьмое и десятое место. Классический русский роман в Британии (да и во многих других странах) считается весьма достойным чтением, но эта литература, несомненно, достаточно сложна для современного массового потребителя книжной продукции.
Впрочем, дочитать до конца непросто не только классику. Большинство текстов, вошедших в десятку, относятся к модной современной литературе. Шестое место «Сатанинских стихов» Салмана Рушди -- это скорее всего результат политической шумихи, поднявшейся в конце прошлого века. Тогда иранский аятолла Хомейни выступил в роли пиар-агента этой книги, потребовав голову писателя, якобы оскорбившего ислам. Популярность Рушди и его творения взлетела до невиданных высот. А те, кто приобретал «Стихи», купившись на скандальную славу, видимо, быстро выясняли, что ничего особенно провокационного в его тексте нет. Также не везет и Пауло Коэльо -- его «Алхимик», валяющийся на любом лотке, осел на седьмом месте списка.
Одновременно была составлена и десятка недочитываемых книг в категории non-fiction. Тут вне конкуренции рассказы отставных политиков об их хождении во власть. На первом месте мемуары бывшего главы МВД Великобритании Дэвида Бланкетта, на втором -- воспоминания Билла Клинтона, на седьмом -- книга Маргарет Тэтчер «Годы на Даунинг-стрит». А третье место досталось юному мемуаристу Дэвиду Бекхэму: его рассказы о жизни в большом футболе забросили на середине 27% опрошенных.
Весьма любопытно, что опрос Teletext появился менее чем через две недели после публикации другой книжной десятки -- рейтинга самых любимых книг, произведений, «без которых британцы не могут представить свою жизнь». По данным опроса, приуроченного к Всемирному дню книги, самым популярным на Альбионе литературным произведением стал роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение». За него проголосовало 20% опрошенных читателей. А вот не всегда дочитываемая сага Джоан Роулинг попала на почетное четвертое место с 12% голосов. Приключения Гарри Поттера нежно любимы британским народом, несмотря на все трудности восприятия.
Владимир ДЗАГУТО