На знаменитой Каннской набережной в понедельник выстроились павильоны самой крупной в мире
выставки проектов коммерческой недвижимости MIPIM. Целую неделю инвесторы будут выбирать самые лакомые стройплощадки по всему миру -- от Дубая до Харькова. Сюда съехались люди со всего мира, однако чаще всего на набережной Круазетт была слышна русская речь. Отечественные производители участвуют в выставке всего второй раз, но благодаря присущему российскому характеру размаху каждая мелочь на выставке напоминала: «русские идут». Вся служба безопасности выставки одета в форменные куртки с лаконичной надписью «Казань -- третий город России», а шум моря перекрывался дружным пением Кубанского казачьего хора.
Впрочем, иностранцам не стоит обижаться. Проводимая в Канне выставка, по мнению министра экономического развития Германа Грефа,
окажет непосредственное влияние на жизнь россиян, особенно в провинции. Увеличение коммерческого строительства должно привести к падению цен на квадратные метры в регионах и небольшой коррекции в Москве и Санкт-Петербурге. «Рост цен на недвижимость неизбежен в ситуации, когда на рынок не поставляются массовые предложения и есть такой рост доходов населения», -- полагает он. Правда, среди российских проектов преобладали гостиницы и бизнес-центры, но, видимо, главное для региона -- заманить инвестора, а там он и жилье построит.
По словам г-на Грефа, на форум приехали главы 37 российских регионов, то есть столько же, сколько и в прошлом году, но количество инвестиционных проектов, предлагаемых на выставке, увеличилось вдвое. Да и качество значительно выросло. Вчера состоялось вручение наград за лучшие архитектурные проекты, и впервые в истории MIPIM в одной из главных номинаций победил российский участник. Первый приз в категории «Коммерческая и развлекательная недвижимость» достался заявке компании «СТ Новая Голландия», контролируемой Шалвой Чигиринским. Проект стоимостью 320 млн долл. включает в себя строительство многофункционального культурного и делового центра с театрами, жилыми домами и торговыми центрами на территории острова, используемого в течение двух веков в качестве закрытого военного объекта.
Но приз за самый оригинальный проект, хотя он и не был отмечен никакими официальными наградами, без сомнения, принадлежит Ижевску. На выставке все были поражены небоскребом в форме автомата Калашникова. Герман Греф, видимо, в связке с недавно разработанной его ведомством концепции промышленного дизайна даже высказался в том духе, что вот оно, отличное использование бренда. И немедленно вспомнил, что это не единственный известный в мире россиянин. Например, Тула, предположил министр, могла бы активнее продвигать бренд «Лев Толстой». Хотя представить себе бизнес-центр в форме великого русского писателя довольно трудно. Скорее уж в форме тульского пряника.
Краснодарский край, у которого благодаря надеждам на Олимпиаду в Сочи на выставке был собственный павильон, намерен побороться славой со всей выставкой. На выставке обсуждалась возможность подписания соглашения между MIPIM и Кубанским экономическим форумом. «Сейчас мы пока не дотягиваем до Канна, -- признал Герман Греф, -- но в течение пяти лет мы справимся». Он пояснил, что в течение короткого времени можно превратить Сочи и Канн в две крупнейшие мировые инвестиционные площадки. Тем более что в Сочи тоже есть море, пальмы. И так же, как на этой неделе на Лазурном берегу, все говорят по-русски.