|
|
N°43, 14 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Турбины из подполья
В Германии начался процесс по делу о взяточничестве менеджеров Siemens
В коррупционном скандале, охватившем в последние месяцы немецкий концерн Siemens, появились первые подсудимые. В Дармштадте вчера открылся судебный процесс над двумя бывшими руководителями управления по строительству и эксплуатации электростанций. Андреас Клей и Хорст Вигенер в возрасте 63 и 73 лет обвиняются в подкупе должностных лиц, а также незаконном использовании финансовых ресурсов компании. Первый процесс по этому делу состоялся в Милане 26 июля 2006 года. Один из сотрудников Siemens тогда был приговорен к условному сроку в 23 месяца, а Siemens уплатил штраф в размере 500 тыс. евро, а также 6 млн евро в виде незаконно полученной выгоды. Накануне вчерашнего судебного заседания в Германии представитель Siemens выступил с заявлением, что данную выплату не следует отождествлять с признанием компанией за собой какой бы то ни было вины.
Как утверждает следствие, при непосредственном участии Андреаса Клея и Хорста Вигенера в 1999--2002 годах было выплачено взяток двум ответственным работникам итальянского энергетического концерна Enel на общую сумму в 6 млн евро. Таким образом, согласно выводам сыщиков, сотрудники Siemens создавали своей фирме наиболее благоприятные условия для продажи газовых турбин и иного оборудования, оставляя далеко позади конкурентные предложения. Взамен этого, как подсчитала прокуратура земли Гессен, промышленный консорциум Ansaldo и Siemens получил право поставить Enel свою продукцию на 450,3 млн евро. Один из обвиняемых поручил вчера своему адвокату заявить, что генеральная прокуратура во Франкфурте-на-Майне «справедливо» описала суммы выплат при сотрудничестве с Enel в 1999--2002 годах, а также маршруты движения незаконных выплат.
Как стало известно, энергомашиностроительное управление Siemens вплоть до конца 90-х годов располагало разветвленной системой офшорных компаний и липовых счетов в Лихтенштейне. «Было много людей, которые помогали фирме Siemens, но которые предпочитали действовать анонимно», -- заявил на суде через адвоката один из обвиняемых. Для того чтобы подобным «помощникам» передавать деньги, использовалась система счетов в различных лихтенштейнских банках и других финансовых компаниях. Как отметил подсудимый, менеджеры на уровне директоров электростанций имели право самолично распоряжаться суммами до 500 тыс. немецких марок (теперь это приблизительно 250 тыс. евро).
Если же предполагалось уплатить взятку большего масштаба, то на это требовалось согласие члена правления, курировавшего соответствующее производственное направление. Через системы счетов проходили официальные финансы концерна Siemens. Устроено все было таким образом, что на другом конце этой цепочки оказывавшиеся там финансовые ресурсы было невозможно идентифицировать с концерном Siemens. Следователям прокуратуры тем не менее удалось распутать и этот клубок из призрачных «фирм -- почтовых ящиков» и анонимных банковских счетов. Позже, когда система счетов Siemens в Лихтенштейне была аннулирована, управление электростанций концерна, указывают следователи, пользовалось для дальнейших выплат взяток услугами одного из фондов в Лихтенштейне, в который были переведены 12 млн швейцарских франков.
Наряду с подобным детальным владением технологией тайной системы обвиняемый, как он вчера заявил суду, «не знал», что с ее помощью финансируются незаконные сделки. Он признал себя виновным в том, что «соучаствовал» в выплате денег ответственным менеджерам концерна Enel, и выразил суду свое сожаление в связи со своими поступками. Наряду с этим он заявил, что ни в одном из случаев не обладал компетенцией по принятию решений на этот счет.
Начавшиеся вчера судебные слушания станут во многом прецедентными. До сих пор в Германии нет однозначного толкования, являются ли по немецкому праву уголовно наказуемыми выплаты бывшим работникам Enel. Дело в том, что вступивший в силу международный закон о коррупции предусматривает наказание за дачу взяток иностранным государственным служащим, а не бизнесменам. Поэтому один из адвокатов обвиняемых выразил вчера «сомнения» относительно того, что к его клиенту применимы претензии в коррупции.
Юрий ШПАКОВ, Берлин