|
|
N°43, 14 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По трубе в обход Босфора
Российская нефть оздоровит Грецию
Главным пунктом повестки дня начинающегося сегодня вечером двухдневного визита в Грецию президента России Владимира Путина станет его участие в церемонии подписания межправительственного соглашения о строительстве нефтепровода Бургас--Александруполис. Свои подписи под документом поставят министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко, министр развития Греции Димитрис Сиуфас и министр регионального развития Болгарии Асен Гагаузов.
Нефтепровод Бургас--Александруполис станет самым эффективным с экономической точки зрения маршрутом транспортировки российской нефти на европейские, американские и азиатско-тихоокеанские рынки в обход контролируемых Турцией черноморских проливов. Его использование позволит достичь столь желанной для Евросоюза диверсификации поставок энергоресурсов. Кроме того, находящаяся в непростых отношениях с Грецией Турция лишится монопольного контроля над региональными энергопотоками.
Как заявил вчера официальный представитель МИД России Михаил Камынин, проект Бургас--Александруполис «является одним из наиболее перспективных маршрутов экспорта нефти как с точки зрения диверсификации путей транспортировки углеводородов с мест добычи до мировых центров их потребления, так и с позиций обеспечения эффективного регионального развития». Его реализация «будет способствовать повышению энергетической безопасности Европы и сокращению экологических рисков, с которыми сопряжена возрастающая нагрузка на традиционные пути транспортировки углеводородов в регионе».
Предполагаемая стоимость строительства трубопровода из болгарского черноморского порта Бургас до греческого терминала Александруполис на Эгейском море составляет от 700 до 900 млн евро, что в несколько раз дешевле альтернативных трансбалканских маршрутов. Строительные работы рассчитаны на период 2008--2011 годов. По оценкам российских и греческих экспертов, годовой выигрыш от эксплуатации нефтепровода составит порядка 1 млрд долл. в сравнении с использованием перегруженных и периодически блокируемых Турцией проливов Босфор и Дарданеллы. России будет принадлежать 51% акций в создаваемом международном консорциуме по сооружению трубопровода, Греции и Болгарии -- по 24,5%. Планируемая пропускная способность трубы -- 35 млн тонн нефти в год с возможным увеличением до 50 млн тонн.
У нефтепровода Бургас--Александруполис непростая судьба, подчеркнул в беседе с «Временем новостей» советник по торгово-экономическим вопросам посольства России в Греции Сергей Филимонов: «Греческая сторона озвучила идею его сооружения еще в начале 1990-х годов, когда сегодняшних заоблачных цен на нефть не было и в проекте. Однако согласование параметров и разработка проектной документации продвигались медленными темпами». Главная причина затяжки в сложной игре, затеянной Болгарией. Евросоюз и западные организации-доноры лоббируют проект сооружения другого трансбалканского нефтепровода -- от того же Бургаса до албанского порта Влера. Он намного дороже российско-болгаро-греческого проекта, однако позволил бы ЕС включить в сферу своего контроля Македонию и Албанию. «Болгарская сторона долгое время играла на противоречиях, пытаясь добиться для себя более выгодных условий», -- сказал г-н Филимонов. Лишь в сентябре 2006 года в Афинах руководители трех стран подписали Декларацию о сотрудничестве в области энергетики, в которой взяли на себя обязательство «ускорить процедуры» в рамках реализации проекта сооружения нефтепровода.
Если Болгария имела возможность торговаться, то Греция не могла позволить себе такой роскоши. Не говоря уж о малоприятной для Афин перспективе наблюдать за тем, как Анкара по своему хотению регулирует потоки танкеров, свою роль играли и непростые социально-экономические условия в самой Греции. «Сооружение нефтепровода Бургас--Александруполис поможет греческому правительству решать две очень важные для него проблемы -- безработицы и охраны окружающей среды», -- считает генконсул России в Салониках Михаил Хаткевич. «Сегодня основу энергетики Греции составляют тепловые электростанции, работающие на лигнитах (низкокачественный бурый уголь и слабообугленная древесина. -- Ред.). Их использование не обеспечивает достаточной эффективности, кроме того, окружающая среда загрязняется продуктами горения», -- отметил он в беседе с «ВН».
«Что же касается безработицы, то ее уровень растет и уже, по официальным данным, составляет 12%. Масштабные работы по прокладке и эксплуатации трубопровода позволят создать новые рабочие места и поспособствуют решению других социальных проблем», -- уверен г-н Хаткевич. Глава правительства Греции Костас Караманлис заявил вчера, что его кабинет разрабатывает всеобъемлющую политику по охране окружающей среды, и в частности уменьшению выбросов в атмосферу диоксида углерода, образуемого при сжигании угля.
Петр ИСКЕНДЕРОВ, Кастория -- Москва