|
|
N°43, 14 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сталин ограничил скорость Микояну
В Москве прошла выставка автомобилей из правительственного спецгаража
Старинные автомобили довольно специфический предмет увлечения. Их любители организуют пробеги и парады раритетных автомобилей, ходят на соответствующие выставки, коих за год в Москве бывает по нескольку. Но вот внутри одной из таких выставок вдруг возникло событие культурно значимое. Небанальное трио: Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина, Федеральная служба охраны РФ и Государственный архив РФ выступили организаторами экспозиции, посвященной 100-летию создания Императорского гаража. В результате без особого шума и пафоса публике была предъявлена десятилетиями охраняемая государственная тайна правительственного спецгаража. В экспозиции -- нынешняя правительственная машина, машины эскорта с пояснением, каким дополнительным боевым оборудованием этот самый эскорт (ЗИЛ-41072 «Скорпион») оснащен. Но кроме того -- знаменитый автомобиль, везший в Кремль Юрия Гагарина. Послевоенный ЗИС скрытого бронирования -- той модели, на которой ездил Сталин (на вид лишь слегка отличается от обычного ЗИСа, но на тонну тяжелее, противопульная и противоосколочная броня, стекла толщиной 75 мм, а в салоне есть диковина для того времени -- кондиционер). Кстати, до войны Сталину служил бронированный «Паккард» (бронеплиты между рамой и днищем, а также в крыше, по бокам толщина брони около 8 мм, при весе базовой модели в 2,5 тонны броневик весил 4,5). Нелепая полноприводная, высоко сидящая «Волга», на которой Брежнева возили в Завидово. Наконец, «Роллс-Ройс» Ленина. Его купили в 1922-м, с 1923-го предоставили Ленину, исключительно для личных целей. На многих фотографиях Ленин и Крупская сидят в этой машине. После смерти вождя машина вернулась в гараж Совнаркома, потом ее списали и передавали из одной организации в другую, пока не оказалась она, уже в середине 30-х, в Крымском обкоме работников рыбной промышленности. Те сдали изношенный автомобиль во Вторчермет, и только в последний момент его опознали как ленинскую реликвию и перевезли в Музей Ленина. Отреставрированный, отполированный, сейчас этот «Роллс-Ройс» выглядит шикарно. Автомобили для выставки взяли не только из нынешнего кремлевского гаража, но еще и из музеев -- Исторического, Политехнического, из частных коллекций. Организаторы не поскупились: в распоряжении публики были подробные описания и фотографии (причем две -- современный вид и исторический снимок) каждого автомобиля.
Однако настоящей исторической выставкой шеренга спецмашин стала благодаря архивным документам, собственно и рассказывающим историю, иллюстрацией к которой служат автомобили.
Николай II в свое время отнесся к новинке весьма неодобрительно. Офицеру гвардейского конного полка, первому явившемуся с автомобилем в Крым, было запрещено им пользоваться: бензиновое чудовище пугало лошадей. Николай объявил, что пока он отдыхает в Ливадии, этих новомодных механизмов в Крыму быть не должно. Позднее император смягчился, и «даже государыня рискнула сесть в этот странный экипаж». Потом, уже в Царском Селе, однажды ко дворцу подкатил флигель-адъютант императора князь Владимир Орлов на новеньком элегантном «Делоне-Белльвиле». Николай попросился покататься, кругом вокруг дворца. Понравилось. Стали просить машину у Орлова чуть не каждый день. И когда министр двора предложил купить собственную, государь с готовностью согласился. Тут же, в витрине, документ: февраль 1907 года, по указанию министра двора предполагается «временно, в виде опыта» организовать императорский гараж. Дальнейшее понятно. Полуигрушечный автомобиль для наследника, растущий автопарк, к каждому автомобилю по штату полагается «шофер» и «мыльщик».
После революции новая власть, разумеется, воспользовалась гаражом. На фотографиях теперь не Николай -- Владимир Ильич и Феликс Эдмундович в открытых кабриолетах. Заявление шофера, на подъезде к Кремлю тушившего загоревшийся мотор и пожертвовавшего для этого своим пальто: просит выдать ему новое. А управляющему делами Совнаркома осенью 1918 года поступила жалоба, что «машина системы «Хост», принадлежащая Управлению д[елами] СНК... похищена тов. Сталиным и увезена им в Царицын» (на фронт). Двадцать лет спустя уже тов. Сталин подписывает строго секретную шифровку: все «Роллс-Ройсы» собрать в спецгараже, «рольсы» больше не импортировать, а закупить четыре лимузина «системы «Кадельяк». Черновик постановления «О товарище Микояне», написан и исправлен рукой Сталина: «Воспретить тов. Микояну езду на автомобиле со скоростью 100--150 километров в час» (исправлено на «80--100»), обязать тов. Микояна не требовать от шофера скорости больше 50--60 километров в час, а за исполнением проследить начальнику охраны тов. Власику. Подписи Сталина, Молотова Ворошилова; товарищи Андреев, Берия и Каганович -- «за».
Жаль только, выставка не продлилась и недели.
Ольга ЭДЕЛЬМАН