В предвыборный год чиновники высокого ранга не могут смотреть ни на что в России иначе, как через призму исторических судеб страны и базовых принципов ее государственности. Вот и вчера на расширенной коллегии Министерства транспорта первый вице-премьер
Сергей Иванов (который стал курировать министерство совсем недавно) указал, что недостатки в отрасли нарушают равноправие граждан и грозят депопуляцией обширных регионов. А глава ведомства Игорь Левитин приготовил плохую новость, затрагивающую интересы широких масс россиян, -- в материалах к заседанию коллегии говорилось, что министерство планирует ввести плату за въезд в центры крупных городов на личном автомобиле. Правда, сам министр эту идею пока не озвучивал.
Г-н Иванов задал такой высокий и глобальный уровень дискуссии, что по-настоящему рабочий пункт повестки -- бюджетную заявку Минтранса на ближайшие три года -- руководство ведомства решило перенести на второй день коллегии. Сегодня эту тему обсудят в профессиональном кругу, без первого вице-премьера и других высоких гостей. Вчера таких гостей в здании Минтранса собралось немало. Помимо первого вице-премьера, заседание почтили присутствием другой секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов, генеральный прокурор Юрий Чайка, вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров, высокопоставленные представители МИД, Минэкономразвития и Минпромэнерго.
Сергей Иванов открыл заседание приятными для хозяев мероприятия словами о важности их дела. «Сегодня транспорт -- это уже не столько отрасль, ...сколько межотраслевая система, которая формирует и преобразует условия жизнедеятельности и хозяйствования, -- сказал он. -- Его устойчивое развитие является гарантией единства экономического пространства, ...конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности и национальной безопасности». Однако уже в следующую минуту г-н Иванов дал понять, что «межотраслевая система» не полностью справляется с этими задачами. И таким образом не просто создает неудобства отдельным гражданам, а порождает серьезные политические проблемы для страны в целом.
Г-н Иванов обратил внимание на «транспортное неравенство» между жителями больших городов и глубинки. Первым, по его словам, легче слетать за границу, чем вторым переместиться из одного субъекта федерации в другой -- отсутствие прямых транспортных связей между некоторыми соседними регионами не оставляет альтернативы дорогостоящим путешествиям через Москву, напомнил первый вице-премьер. В то же время значительная часть взрослых сибиряков и дальневосточников по материальным причинам никогда не бывали в столице нашей родины. В этом г-н Иванов также увидел проблему не столько бытовую или культурную, сколько политическую: такая ситуация, по его словам, «затрудняет самоидентификацию россиян». И, наконец, бывает у нас, по его словам, так, что транспорт, вернее его отсутствие, просто ставит под угрозу продолжение человеческой жизни. Так происходит в 28 тыс. населенных пунктов России, не имеющих устойчивой круглогодичной связи с окружающим миром. В них проживает более 12 млн россиян -- «почти десятая часть населения страны», подчеркнул г-н Иванов. Эти-то 12 млн граждан в массовом порядке мигрируют в более цивилизованные уголки России, отчего менее освоенным, но тоже важным для страны территориям реально грозит депопуляция.
Первый вице-премьер перечислил внимательно слушавшим его профессионалам ряд мер, способных нейтрализовать вредные явления и тенденции. Г-н Иванов посоветовал внедрять современные технологии и гибкие тарифы, унифицировать управленческие процедуры, создавать благоприятные инвестиционные условия, тесно взаимодействовать с частным бизнесом и вовлекать его в национально значимые проекты.
Выступавший следующим министр транспорта Игорь Левитин дал понять, что в течение всего прошлого года его ведомство, оказывается, как раз трудилось над решением задач, только что сформулированных г-ном Ивановым. Причем усилия транспортников не остались бесплодными -- рост объемов отмечен на всех видах транспорта, как в грузовых, так и в пассажирских перевозках.
Пассажирооборот транспорта общего пользования вырос на 1,4%, сообщил министр. Причем соответствующие показатели по железнодорожным и воздушным перевозкам по отдельности гораздо выше: 3,5 и 9,2% соответственно. В 2006 году объем грузовых перевозок увеличился по сравнению с 2005 годом на 8,6%, а грузооборот -- на 3,9%. Самый значительный прирост грузооборота достигнут на автомобильном (8,7%) и железнодорожном транспорте (5%). Объем перевалки грузов через морские торговые порты превысил наивысший показатель, достигнутый Советским Союзом в 1989 году. Тогда через все порты страны прошло 403 млн тонн грузов. А в прошлом году порты России обработали 421 млн тонн.
Финансовые результаты деятельности организаций транспортного комплекса также могут служить предметом законной гордости. По состоянию на 1 ноября 2006 года, сообщил министр, прибыль до налогообложения увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в два раза, до 107,4 млрд руб. Налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации от деятельности всех отраслей транспорта выросли почти на 30% и составили 286,1 млрд руб. Еще 2,33 млрд руб. федеральный бюджет получил в виде дивидендов по госпакетам акций транспортных предприятий. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал в транспортном комплексе вырос на 13,7%, до 490 млрд рублей.
Таким образом, заключил г-н Левитин, итоги года свидетельствуют, что транспортный комплекс переходит от этапа выживания к этапу обновления и развития. На этом новом этапе, как говорится в материалах к коллегии, необходимо принять меры к дальнейшему росту всех видов и подвидов транспорта, кроме одного. Исключительного отношения удостоились личные легковые автомобили горожан. К ним единственным Минтранс считает необходимым «применение мер разумного ограничения использования», для чего и предлагает разработать необходимую правовую базу. Основным инструментом министерству представляется «внедрение элементов платности в пользовании улично-дорожной сетью, включая взимание платы за въезд в центральные части городов, реализация эффективной парковочной политики».
Впрочем, все эти идеи абсолютно не соответствуют духу предвыборного периода. А потому вряд ли будут реализованы как минимум в ближайшие год-полтора.