Президент России Владимир Путин вчера подписал указ, который ждала без преувеличения вся страна, --
о сокращении продолжительности срочной военной службы. Как известно, сегодня, в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным еще в сентябре 1999 года, срочники обязаны служить 24 месяца. Это касается тех, кто призван на военную службу до 1 января 2007 года. Призванные в течение нынешнего года по новому указу будут служить 18 месяцев. А те молодые люди, кого призовут военкоматовской повесткой после 1 января 2008 года, будут «тянуть армейскую лямку» лишь 12 месяцев. Соответственно урезаются и сроки альтернативной гражданской службы.
В тексте указа президента есть некоторые уточнения. В частности, окончившим высшие учебные заведения без военной кафедры и призванным до 1 января 2008 года вменено служить 12 месяцев. Кроме того, имеющие воинские звания (после окончания военной кафедры) и призванные на военную службу до 1 января 2008 года, обязаны прослужить 24 месяца.
После 1 января 2008 года выпускников военных кафедр Министерство обороны намерено не призывать вообще -- ставка сделана на слушателей военно-учебных центров при некоторых вузах. Заключив с Минобороны контракт, эти слушатели будут получать во время учебы повышенную (причем значительно) стипендию, а после окончания обязаны прослужить в вооруженных силах срок, оговоренный в контракте.
Выглядящий внешне как простое арифметическое действие, новый президентский указ повлечет за собой
весьма масштабные последствия. Во-первых, с уменьшением срока службы в полтора, а затем и в два раза во столько же придется увеличить число рекрутов за один призыв. Это значительно осложнит работу военкоматов и призывных комиссий. Во-вторых, весьма болезненным ожидается переходный период -- те юноши, что призваны последними на два года, закончат службу одновременно с теми, кто призывался на год. Ясно, что разница в целый год большинством будет воспринята как вопиющая несправедливость.
Кроме того, придется перестраивать всю систему боевой подготовки в вооруженных силах. И при двухгодичной срочной службе далеко не из каждого солдата удавалось сделать хорошего военного специалиста. «За год бойца можно научить разве что маршировать», -- говорят скептики. Убытки от сломанной неумелыми солдатскими руками дорогостоящей техники и сегодня выливаются в весьма солидную сумму. Если же прибавить затею дать срочнику за год службы еще и гражданскую профессию (сейчас идет соответствующий эксперимент), положение осложняется вдвойне. Надежда лишь на РОСТО -- Российскую оборонную спортивно-техническую организацию, которая возьмет на себя «курс молодого бойца».
Как известно, сокращение срока воинской службы по призыву сопровождалось отменой некоторых видов отсрочек. Эта отмена была мотивирована нехваткой призывников, особенно ощутимой при переходе на год службы. Многие военные эксперты считают: потребуется немного времени, чтобы разочароваться в новой системе и вернуться к прежним двум годам срочной службы. Отмененные отсрочки при этом вряд ли будут возвращены.