|
|
N°42, 13 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Верфи сольются быстро
Владимир Путин готовит указ по судостроению
Президент России Владимир Путин вчера поручил министру промышленности и энергетики Виктору Христенко срочно подготовить проект указа о создании всероссийского судостроительного холдинга. В Минпромэнерго принципиальная схема такого объединения уже разработана. Как рассказал вчера директор департамента Минпромэнерго Юрий Коптев, за образец предлагается взять сформированную в прошлом году Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). У кораблестроительного холдинга будут, однако, два существенных отличия от ОАК. Во-первых, его производство будет сориентировано, в основном, на внутренний рынок, а не на экспорт, как в авиапроме. Во-вторых, объединять верфи будут быстро, без переговоров с частным сектором отрасли.
«Виктор Борисович, прошу Вас в течение недели подготовить вместе с администрацией (президента. -- Ред.) проект указа о создании судостроительной корпорации для юридического оформления тех решений, которые мы согласовали», -- сказал Владимир Путин главе Минпромэнерго Виктору Христенко вчера на еженедельной встрече с членами правительства.
По словам Юрия Коптева, эти решения предусматривают образование ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) с тремя дочерними региональными компаниями -- западной, северной и дальневосточной. В начале февраля вице-премьер Сергей Иванов говорил, что «в судостроении у нас будет несколько холдингов -- как минимум три». Однако, возобладала идея централизации отрасли под госконтролем.
Новая структура будет строиться с учетом сложившегося в отрасли географического распределения предприятий и их профиля, утверждает г-н Коптев. ОАО «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург) будет специализироваться на дизельных подводных лодках, надводных военных и гражданских судах. «Северный центр» (Архангельская область), как и сейчас, будет загружен строительством атомного подводного флота, а также освоит производство судов и плавучих платформ для освоения морского шельфа, а возможно, и плавучих атомных электростанций. «Западный центр» (Владивосток, Находка) сконцентрируется на ремонте Тихоокеанского флота, а также на обслуживании проектов нефте- и газодобычи на местном шельфе.
По мнению г-на Коптева, создать управляющую компанию ОСК можно будет быстро -- за два--три месяца после выхода соответствующего президентского указа. В случае с ОАК, кстати, только на проведение первого этапа интеграции потребовался почти год. Для скорости предполагается применить следующую схему. Первоначальный капитал ОСК будет сформирован за счет государственных активов конструкторских бюро. Причем в качестве базы объединения будет выбрано какое-нибудь из находящихся в 100-процентной госсобственности КБ, уже преобразованное в ОАО. В Питере этим требованиям отвечает ОАО "Невское проектно-конструкторское бюро". По словам г-на Коптева, оно и может отправной точкой для формирования ОСК. Его уставной капитал будет увеличиваться по мере акционирования других КБ, имеющих сейчас статус ФГУПов, и передачи их акций в ОСК. Аналогично региональные филиалы будут формироваться вокруг существующих государственных ОАО.
Представитель Минпромэнерго отметил, что объединению подвергнуться только государственные активы. Частные компании смогут присоединяться к процессу на индивидуальной основе, при условии обоюдной заинтересованности их и государства в совместных судостроительных проектах.
Ссылаясь на опыт формирования авиастроительного холдинга, создание которого на начальной стадии координировало некоммерческое партнерство, сформированное частными предприятиями отрасли, г-н Коптев сказал, что решающую позитивную роль в процессе все же сыграла соответствующая правительственная комиссия. Соответственно, ОСК предполагается поручить такой же межминистерской комиссии, без тормозящего дело участия «частников».
Результатом должен стать контролируемый государством холдинг, основным заказчиком которого останется все то же Российское государство. По прикидкам Минпромэнерго, объем производства отрасли должен к 2015 году увеличиться в 2,2 раза, при этом доля гражданского судостроения в нем составит только 34%. Остальное оставят заказы ВМС России и экспортные контракты иностранных флотов.
Михаил КУКУШКИН