Правила усыновления, которые уже сильно сократили число
усыновителей-иностранцев, вновь могут быть пересмотрены. Министерство образования Свердловской области готовит предложения
по ужесточению требований к приемным семьям. Главный специалист ведомства Екатерина Москалева жалуется на то, что нынешняя редакция федерального закона достаточно формально определяет процедуру оценки кандидатов в усыновители и приемных родителей. В частности, никто не проходит специализированного психологического тестирования. Ввести такой тест и предлагает областное министерство образования. И уже готовится к работе по новым требованиям на территории области.
Есть и доказательство необходимости правки процедуры -- в прошлом году 200 детей-сирот были возвращены в детские дома их приемными родителями. В большинстве случаев возвращенным детям от 10 до 14 лет, некоторые отправляются обратно уже не в первый раз. Согласно расчетам министерства, в 70 случаях вина лежит на приемных родителях, которые оказались не готовы принять ребенка в семью. Учитывая, что всего в 2006 году в области было усыновлено 372 ребенка, показатели возвращения сирот шокируют.
Чтобы избежать ошибок, сотрудники регионального минобразования предлагают ввести обязательный осмотр потенциальных усыновителей у психолога, более тщательно проверять биографию не только непосредственных родителей, но и их родственников, требовать справку из милиции, характеристику с места работы и наличие свидетельства о браке. Для контроля за выполнением условий жизни усыновленного сотрудники органов опеки планируют проверять его каждый месяц до тех пор, пока ребенку не исполнится 18 лет. Ранее проверка продолжалась только первые три года после усыновления.
Есть вопросы и по опеке, когда заботу о детях берут на себя их бабушки и дедушки. Чиновникам не нравится, что опекуны часто пенсионного возраста и не могут решить ряд психологических вопросов ребенка, оказать помощь при подготовке уроков, при решении личностных проблем.
При этом региональные власти уверяют, что усложнение процедуры не означает желания вовсе прекратить усыновление. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель в своем программном выступлении по задачам на 2007 год потребовал от подчиненных усилить работу по созданию приемно-воспитательных групп и максимально стимулировать усыновление. Этот вариант бывший беспризорник Эдуард Россель считает самым эффективным в снижении числа детских домов, где пока находится 4,2 тыс. детей-сирот. Региональный министр социальной защиты Владимир Туринский уже отчитался: в 2006 году число приемно-воспитательных групп выросло на 54% и «ни самый современный интернат, ни приют не заменят биологическую или приемную семью». Он тоже полагает, что ужесточение правил усыновления не должно сказаться на динамике усыновлений. Для опекунов и приемных семей региональные власти увеличили пособие в полтора раза.
Уполномоченный по правам человека по Свердловской области Татьяна Мерзлякова также рассчитывает на новые усыновления. После того как зимой в СМИ попали кадры из екатеринбургского роддома, где грудничку-отказнику медсестра заклеила рот лейкопластырем, в региональные детдома вновь стали обращаться иностранцы. Возможность усыновления маленьких уральцев американцами с г-жой Мерзляковой обсуждал даже консул США в Екатеринбурге Джон Степанчук, но смягчить федеральное законодательство региональные власти не в силах. В прошлом году в Свердловской области лишь пятеро детей были усыновлены иностранцами. А качество российских усыновителей теперь вызывает большие опасения у областного минобразования.
По-своему подключилась к решению проблемы детей-сирот региональная прокуратура. Ее сотрудники проверили работу органов опеки и обнаружили, что эти структуры недостаточно активны. В частности, не вовремя предоставляют данные о детях в региональный банк по усыновлению. По фактам этих проверок прокуратура решила привлечь к административной ответственности руководителей службы, а самому министерству образования вменяют в вину "информационную неактивность".