|
|
N°226, 07 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дружба не угрожает национальной безопасности
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии, в интервью ГФ высказал свое мнение о роли общественных организаций Украины и России в процессах сближения двух стран.
-- Как общественные организации Украины реагируют на инициативы некоторых российских коллег по более тесному сотрудничеству?
-- Для ответа на вопрос нужно было бы провести опрос среди общественных организаций. Но если посмотреть со стороны, то я могу сказать, что само по себе это сообщество -- третий сектор на Украине -- очень пестрое по составу. Существует огромное количество организаций, далеких от политических противостояний. Именно они отражают общее настроение общественного мнения на Украине. А общее настроение ориентировано на развитие добрососедских отношений с Россией. Соответственно, любые формы улучшения отношений приемлемы для неполитических общественных организаций.
Если говорить о той части сообщества, которая связана с политическими процессами, то здесь наблюдается поляризация отношений. Часть организаций, которые близки к кругам национально-демократической интеллигенции, национально ориентированным политическим структурам, с подозрением относятся к любым шагам сближения Украины и России. Они рассматривают это сближение как угрозу национальной безопасности.
Для того чтобы понять отношение общественных организаций к сближению в целом, нужна организованная активность. Пока мне неизвестны инициативы на Украине, подобно предпринятой в Москве, которая закончилась Гражданским форумом. Сама идея представляется положительной и интересной. И так думают многие на Украине. Это может послужить толчком для широких консультаций и последующей кооперации.
-- Могут ли общественные организации двух стран сыграть важную роль в интеграции государств?
-- Могут и должны. Но тут есть проблема. Она состоит в том, что речь идет о межгосударственной активности. Внешнеполитический аспект интересует небольшой круг общественных организаций. И большинство из них, мягко говоря, не ориентированы на улучшение российско-украинских отношений.
Кроме того, западные общественные организации на Украине сейчас довлеют над южными и восточными. Этой проблемы в России нет. Укрепление восточных и южных организаций вызовет стимул для более тесного сотрудничества. А сегодняшняя ситуация не способствует взаимодействию общественных структур. Я скептически отношусь к тому, что она изменится в ближайшее время.
-- Как в такой ситуации, по-вашему, должны вести себя органы власти?
-- Российская власть в лице Владимира Путина показала собственную заинтересованность в создании основы взаимодействия. Время покажет, к каким результатам это приведет. Украинская сторона -- формально -- тоже способствует. Леонид Кучма подписал соответствующие указы, организован комитет во главе с Владимиром Маленковичем. Но перспектив активной раскрутки этих начинаний я не вижу. Складывается противоречивая ситуация. Реальная ситуация не способствует быстрому продвижению задуманного.
Я бы не хотел, чтобы ситуация тем не менее воспринималась излишне пессимистично. У нас меняется все достаточно быстро. Многое будет зависеть от результатов парламентских выборов. Тогда вопросы гражданского общества станут более актуальными.
|