|
|
N°226, 07 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Власть должна знать, что с ней договариваются
Председатель Объединения украинцев в России Александр РУДЕНКО-ДЕСНЯК в интервью ГФ высказал свою точку зрения на состояние гражданского общества в России и на Украине, а также роль общественных организаций в процессах сближения двух стран.
-- Как вы оцениваете состояние гражданского общества на Украине и в России?
-- Состояние гражданского общества на всем постсоветском пространстве я оцениваю крайне сдержанно. Тот же Гражданский форум привел к крайне неутешительным выводам: национальный вопрос в России находится в полном завале. Без рационального решения этого вопроса построить демократическое общество в стране с 176 национальностями невозможно. Это не вопрос украинской или азербайджанской диаспоры. Это общая проблема развития общества и государства.
Проблемы такого же рода существуют и на Украине. Национальный вопрос стоит во всех государствах. У нас не было этой проблемы при Сталине и почти не было при Брежневе. В результате Советский Союз распался по этнической линии. На Украине национальный вопрос, может, стоит и не так остро, как в России. Но при его решении можно извлечь дополнительный резерв стабильности государства и общества. Национальные диаспоры запланированы на сотрудничество с законной властью. Такова их природа.
-- Возможно ли такое событие, как Гражданский форум, на Украине?
-- Видимо, возможно, а почему нет? Дело в том, что такое мероприятие должно иметь идеологию и людей, способных его организовать. На Украине присутствуют все достоинства и недостатки советского наследия. И типологически украинское общество сегодня мало чем отличается от российского. Проблемы очень схожие. Безусловно, на Украине есть проблема диалога с властью. И я думаю, что такого типа мероприятия, как Гражданский форум, были бы далеко не лишними.
-- Имеет ли Объединение украинцев в России связи с украинскими общественными организациями?
-- Наши контакты с украинскими коллегами в первую очередь идут по информационно-просветительской линии. Существует Украинский всемирный координационный совет. Объединение украинцев в России входит в него и тесно сотрудничает. Также есть общество связи с соотечественниками «СВИТ». Мы пытаемся наладить контакты с региональными организациями, фондами. Масштабного сотрудничества нет. Большую надежду вселяет тот факт, что украинское правительство принимает в это время Национальную программу по работе с диаспорами до 2005 года.
-- Каким вы видите свое участие в проведении Года Украины в России?
-- Есть очень сложная проблема, которую следует решать практически. Современная Россия почти ничего не знает о современной Украине. Материалы сегодняшних СМИ -- это зона веселой безответственности: можно писать и говорить что угодно, не заботясь о приличиях. Мне кажется, что диаспора могла бы быть проводником реальной информации об Украине. Через разного рода акции культурного характера способствовать знакомству россиян с культурой и историей Украины. Даже для высокообразованного русского человека украинская культура XIV--XVIII веков совершенно зашифрована. Это будет новое узнавание друг друга в постсоветских условиях. И я считаю этот процесс очень важным.
Сейчас я начал издавать журнал «Украинское обозрение». Это принципиально двуязычное издание знакомит читателя с украинским взглядом на жизнь. Именно информация, разъяснение, просвещение должны стать основой нашей работы.
-- Как, на ваш взгляд, должна действовать власть в диалоге с гражданским обществом?
-- Перед Гражданским форумом Элла Памфилова сказала, что с властью надо договариваться. Мысль совершенно бесспорная, но есть одна маленькая тонкость -- власть должна знать о том, что с ней договариваются.
Власти нужно вести себя с большим уровнем соблюдения приличия. В прошлом году Государственная дума приняла заявление «О положении русского языка на Украине». Первая половина документа была посвящена тому, как замечательно украинцам живется в России, а вторая -- как плохо русским живется в Украине. Первая часть абсолютно не соответствовала действительности: ни радио, ни телевидения, ни университетов у нас нет. На следующий день я написал письмо председателю Госдумы Геннадию Селезневу, в котором указал и доказал полную дезинформацию депутатов. Ответа до сих пор нет.
Другой пример. Министерство национальной политики в период своего существования заявило мне, что украинцам нельзя разрешать программу национального культурного развития в России, -- мол, если дать им, то придется давать армянам, грекам, евреям, полякам и так далее. При таком подходе мы никогда не решим национальный вопрос.
|