Оглашение приговора Льюису «Скутеру» Либби, бывшему руководителю аппарата сотрудников вице-президента Дика Чейни, назначено на 5 июня. «Скутеру» грозят 25 лет тюремного заключения и до миллиона долларов штрафа.
Жюри присяжных в Вашингтоне на прошлой неделе признало Либби виновным в лжесвидетельстве и противодействии отправлению правосудия по итогам судебного процесса в связи с рассекречиванием имени сотрудницы ЦРУ Валери Плэйм. По одному пункту бывший высокопоставленный чиновник был оправдан.
Похоже, решение жюри стало неожиданностью для Либби. Основания для оптимизма ему давали растянувшиеся на десять дней прения присяжных. Долгие дебаты говорят о расхождении мнений и, как правило, кончаются благоприятно для обвиняемого. Но по мере чтения приговора лицо «Скутера» цепенело и к концу застыло мрачной маской. Находившаяся в зале жена обвиняемого разрыдалась и бросилась ему на шею со словами: «Я люблю тебя». Бывший приближенный вице-президента стал самым высокопоставленным преступником из числа сотрудников Белого Дома после помощника президента по национальной безопасности Джона Пойндекстера, осужденного два десятилетия назад по делу «Иран-контрас».
По мнению экспертов, вряд ли Льюису Либби следует опасаться максимального наказания. Скорее всего, судья ограничится полутора- тремя годами заключения. Впрочем, до тюрьмы дело и вовсе может не дойти. Защитники Либби уже обозначили линию своих дальнейших действий: сначала просить о повторном суде, а если не получится, подавать апелляцию во все инстанции, вплоть до Верховного суда. А там уж подойдет конец президентского срока Джорджа Буша, и он вполне может помиловать попавшего в переплет «верного Либби», как когда-то его отец простил грехи экс-министру обороны Каспару Уайнбергеру и высокопоставленному чиновнику Эллиоту Абрамсу в том же деле «Иран-контрас». Эта перспектива расстраивает политических оппонентов нынешней администрации. Лидер демократов в сенате Гарри Рид требует, чтобы Буш уже сейчас дал клятву «не прощать преступного поведения Либби».
Процесс оставил ощущение незавершенности и плохо сыгранной пьесы. Либби -- жесткий администратор и опытный юрист -- выглядел перед следствием как ребенок: путался в показаниях, неловко жаловался на забывчивость. Подсудимый словно хотел сказать: «Ребята, что вы ко мне пристали, не видите, откуда ноги растут?» Судя по высказываниям некоторых присяжных, они осознавали двусмысленность положения влиятельного в прошлом бюрократа. Но перед ними были материалы почти трехлетнего уголовного расследования, и они выносили свое решение по ним, а не по тем фактам, которые уже стали общеизвестными.
Известно, в частности, что именно непосредственный босс Либби -- вице-президент
Чейни и всесильный до недавнего времени президентский советник Карл Роув стояли за кулисами раскрытия агента ЦРУ Валери Плэйм. Причем сама по себе эта симпатичная белокурая шпионка их не интересовала. Проучить хотели ее мужа Джозефа Уилсона, дипломата в клинтоновской администрации. В 2002 году он ездил в Чад, чтобы установить, действительно ли иракский диктатор Саддам Хусейн пытался приобрести в этой стране уран. Уилсон доложил руководству, что «подозрения не имеют оснований». Когда же в ежегодном выступлении президента о положении страны вновь прозвучало обвинение иракского режима в закупках урана в Чаде, Уилсон выступил с критикой в печати.
Чейни, один из главных сторонников военного удара по Ираку, был в бешенстве. Из материалов следствия видно: он знал, что Плэйм -- жена Уилсона. Вице-президент дал указание Либби встретиться с заслуживающими доверия журналистами и снабдить их контраргументами на обвинения Уилсона. Он собственной рукой набросал, что должен говорить по этой теме пресс-центр Белого Дома, и составил черновой вариант соответствующего заявления тогдашнего директора ЦРУ Джорджа Тенета. Не менее активен был и Карл Роув, часто именуемый «мозгами Буша».
Либби оказался явным козлом отпущения. В самом деле, не жертвовать же Чейни или Роувом -- это было бы политическое самоубийство всей республиканской администрации. Известный вашингтонский юрист Лэнни Дэвис заметил, что хоть перед присяжными стоял Либби, «тем не менее это был суд над вице-президентом, на котором лежит ответственность за все, что сделал его подчиненный».
Самое же поразительное в этой истории: торжественное обещание Джорджа Буша найти и примерно наказать виновника раскрытия государственного секрета осталось пустым звуком. Либби осужден по касательной -- за ложь и противодействие следствию. Роув и Чейни -- неприкасаемые. Но даже бывшие президентский пресс-секретарь Ари Флайшер и замгоссекретаря Ричард Армитидж, не отрицающие своей причастности к утечке в прессу имени сотрудницы ЦРУ, спят спокойно. Прокурор Патрик Фитцджеральд не собирается предъявлять новых обвинений. Дела о государственной измене в Белом Доме не ожидается.