Время новостей
     N°41, 12 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2007
Болезные ископаемые
Президент распорядился очистить бюджет России от нефти и газа
Россию, похоже, ожидает еще одна бюджетная революция. Страна только-только переходит на трехлетний бюджет, а президент в Бюджетном послании, обнародованном в минувшую пятницу, фактически принял новые предложения министра финансов Алексея Кудрина о кардинальном реформировании бюджетной сферы. Уже с 2008 года начнется переход на формирование бюджета с учетом ненефтегазового баланса. Иными словами, все доходы от экспорта нефти и газа будут направляться в специальный фонд, и уже оттуда их часть, жестко регламентированная законом, пойдет в бюджет для использования в качестве госрасходов. На полноценное формирование бюджета по новой методике страна должна перейти с 2011 года.

Цель нововведения -- снижение зависимости страны от внешнеэкономической конъюнктуры на сырьевые товары, диверсификация российской экономики, ее перевод, в том числе с использованием инструментов бюджетной политики, на инновационный путь развития. Власти твердили о необходимости смены вектора социально-экономического развития все последние годы, когда осознали, что в России налицо «голландская» болезнь, что ее благополучие и макроэкономическая стабильность в угрожающих масштабах завязаны на нефтяные и газовые цены. (Достаточно сказать, например, что в 2006 году, по данным Минфина, поступления из нефтегазового сектора обеспечили почти 50% доходов федерального бюджета.) Однако решение президента о «выводе» нефтегазовых доходов за пределы бюджета, зафиксированное в Бюджетном послании Федеральному Собранию на 2008--2010 годы, -- первый радикальный шаг на этом пути.

С 2004 года сверхдоходы от экспорта нефти -- большая часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на прибыль с нефтяных компаний -- направляются в стабилизационный фонд, который выполняет две основные задачи. Первая -- аккумулирование финансовых средств для поддержания стабильности бюджета в случае резкого падения цен на нефть. Вторая -- стерилизация появившейся в связи с рекордными ценами на нефть избыточной денежной массы, «вброс» которой в экономику грозил разгоном инфляции. (Из стабфонда к тому же были досрочно погашены почти все внешние долги России -- Международному валютному фонду -- 3,3 млрд долл. и Парижскому клубу -- примерно 40 млрд долларов.)

Сейчас, согласно Бюджетному посланию, «при уменьшении необходимости стерилизации избыточного денежного предложения в целях стабилизации макроэкономических показателей на первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен». Для этого президент предлагает преобразовать стабилизационный фонд в два других: Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения мировых цен на нефть в среднесрочной перспективе. Его доходная база -- все поступления от экспорта нефти и газа. (Минфин предлагает направлять в фонд НДПИ на нефть и газ, вывозные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ, налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, от реализации нефтегазовой продукции, доходы от различных форм участия в капитале, дивиденды на принадлежащие государству акции нефтегазовых компаний, а также доходы от деятельности российско-вьетнамского СП «Вьетсовпетро».)

Из этого же фонда в бюджет будет направляться так называемый «нефтегазовый трансферт», объем которого будет зафиксирован законом в процентном отношении к ВВП. При этом Владимир Путин считает необходимым установить трехлетний период для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами. Фонд будущих поколений призван аккумулировать доходы от нефти и газа, «которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета».

С идеей трансформировать стабфонд в два других фонда Минфин выступил в конце прошлого года. Этой теме была посвящена объемная статья министра Алексея Кудрина, опубликованная во «Времени новостей» 5 декабря. По его мнению, величина резервного фонда должна составить не менее 7% ВВП. Лучше больше -- вплоть до 13,5%.

Величину нефтегазового трансферта из Резервного фонда г-н Кудрин предлагает ограничить 3,6% ВВП. При этом предлагается оставить возможность для увеличения трансферта, если в течение нескольких лет подряд цена на нефть будет существенно ниже той, которая взята при установлении его величины.

Как сказал г-н Кудрин, комментируя Бюджетное послание, из Резервного фонда возможно также финансирование дефицита Пенсионного фонда, который к 2015 году составит 2% ВВП, а к 2020 году -- более 3% (по оценкам главы экспертного управления президента Аркадия Дворковича, даже 4--5% ВВП). Правда, «пока мы не определились по этому вопросу (как погашать дефицит ПФР. -- Ред.)», -- сказал министр.

По словам г-на Кудрина, все нефтегазовые доходы будут зачисляться на один счет, а затем делиться на три части: текущий трансферт в бюджет, пополнение Резервного фонда, пополнение Фонда будущих поколений. Размещать средства Резервного фонда предполагается в менее доходные, но более ликвидные бумаги, чтобы при любом развитии ситуации на фондовом рынке можно было их реализовать (по аналогии со стабфондом). Средства же Фонда будущих поколений можно будет инвестировать и в корпоративные облигации с высокими рейтингами, чтобы обеспечить более высокий доход в долгосрочной перспективе.

Налоговые же новации Бюджетного послания во многом представляют собой «хорошо забытое старое». Это и идея введения прогрессивного налогообложения недвижимости, и указание на необходимость дальнейшего снижения налогового бремени. «Необходимо принять главу Налогового кодекса РФ, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости», -- сказал президент в Бюджетном послании. При этом, отмечается в документе, необходимо предусмотреть такую систему вычетов, чтобы для малообеспеченных граждан налоговая нагрузка сохранилась на существующем уровне.

«Владельцы роскошной недвижимости должны облагаться большим налогом, чем владельцы стандартных квартир и домов», -- заявил глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович, комментируя Бюджетное послание. "Соотношение между налогом на роскошную недвижимость и стандартную должно быть справедливым", -- пояснил он. При этом, как подчеркнул глава экспертного управления, "мы не стремимся увеличить собираемость за счет основной массы населения, будет предусмотрена возможность апелляции людей по вопросу стоимости их жилплощади, так как при любой массовой оценке есть ошибки".

Идея введения зависимости уровня налогообложения жилой недвижимости от ее рыночной стоимости впервые была озвучена в 2002 году. Минфин тогда даже разработал и внес на рассмотрение правительства новую главу Налогового кодекса, предусматривающую расчет налога от рыночной стоимости с одновременным понижением ставки с 2 до 0,1%. Предложение долго обсуждалось и на уровне кабинета министров, и на уровне депутатов, однако методика массовой оценки недвижимости по рыночным ценам до сих пор не утверждена.

Одновременно президент отверг идею возврата к прогрессивной шкале подоходного налога. "Применение единой ставки налога на доходы физических лиц доказало свою эффективность. Целесообразно в долгосрочной перспективе не изменять существенно действующий порядок налогообложения доходов физических лиц, сохранив единую ставку налога", -- сказано в послании. "Следует при этом продолжить повышение размеров вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, возможно, в увязке с мерами по улучшению демографической ситуации в стране".

В послании четко прописывается задача дальнейшего снижения налогов, однако какие налоги нужно снижать в приоритетном порядке, не сказано. Конкретных инициатив, видимо, будут ждать от депутатов и Минфина, который пока вообще против снижения налогов. С единым социальным налогом наоборот: говорится о необходимости его реформы, но напрямую не ставится вопрос о снижении ставки.

Что касается необходимости снижения налогового бремени, о чем заявлено в послании, то, по мнению непосредственных «исполнителей» этой идеи -- руководства Минфина, решение об этом может быть принято не ранее весны 2008 года, т.е. после президентских выборов. Как заявил, комментируя послание на пресс-конференции министр финансов Алексей Кудрин, решение по снижению налогов, возможно, будет принято и раньше, но «тогда потребуется принятие и других решений, в том числе повышение налогов на газовый сектор». Остается возможность снижения налогового бремени с 2010 года, однако "таких возможностей на 2010 год немного", -- добавил глава Минфина. Более реалистичным сроком министру представляется 2011 год.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа