|
|
N°135, 28 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Головокружение от успехов
Как Запад мешает Милошевичу уйти
История, пожалуй, не знала таких масштабных примеров вмешательства во внутренние дела формально суверенного государства, как это происходит на наших глазах в отношениях Запада и Югославии. При этом тактика жесткого давления, избранная США и их западноевропейскими союзниками, носит в данном случае явно деструктивный характер.
Вашингтону необходимо во что бы то ни стало дожать Милошевича и зафиксировать окончательную победу "общечеловеческих ценностей" как доктрины внешней политики второй администрации Клинтона. Страны Европейского союза решают историческую задачу устранения последнего внесистемного режима на континенте, без чего интеграция в ЕС стран Центральной и Восточной Европы становится делом невозможным и бессмысленным.
Так что ставки высоки. Вот только методы, избранные Западом для осуществления стратегических целей, небезупречны ни с формальной, ни с практической точек зрения. Впрочем, вспоминать о формально-юридической стороне вопроса уже давно никому не приходит в голову. После прошлогодней операции НАТО на Балканах не только реальная, но и декларативная политика ведущих стран мира имеет весьма приблизительное отношение к "морально устаревшим" нормам Устава ООН. Но даже с точки зрения простой логики поведение Запада находится за гранью здравого смысла.
Ход и результаты выборов показали, насколько Югославия устала от Милошевича. Он действительно потерял доверие граждан и способность играть на настроениях общества -- путеводную звезду любого харизматического лидера. Скорее всего президент Югославии готов покинуть пост и страну, если ему будут предоставлены гарантии личной безопасности. Оппозиция и, возможно, военные круги Сербии согласны на безболезненную передачу власти. Но в заявлениях представителей США и Европы требование уступить кандидату от оппозиции соседствует с выражением настойчивого желания все-таки реализовать ордер на арест Милошевича, выданный международным трибуналом. В результате загнанный в угол Милошевич может воспользоваться возникшей паузой, чтобы собрать убывающие силы в кулак, дестабилизировать ситуацию в Черногории, ввести в стране чрезвычайное положение и перенести выборы на неопределенный срок.
Уйти Милошевичу сейчас мешает только самоуверенность Запада, который продолжает настаивать на своем праве судить белградского лидера. Причина этой самоуверенности, по всей вероятности, заключается в головокружении от успехов и своеобразном ажиотаже политических игроков, под воздействием которого находятся государственные деятели в Вашингтоне и западноевропейских столицах. При этом предвкушение близкой победы и осознание значимости собственной миссии начинают диктовать правила поведения, лишая способности к прагматичной оценке ситуации.
Впрочем, нельзя исключать и того, что под шумок заявлений о приближении последнего часа белградского лидера Запад ведет с ним переговоры об условиях добровольного ухода на покой и гарантиях личной неприкосновенности. В таком случае поведение политиков США и Западной Европы предельно цинично и по отношению к собственным избирателям, многие из которых искренне верят в возможность торжества либеральной системы ценностей.
В любом случае позиция Вашингтона и его союзников в Европе представляется авантюрной и обнаруживает безразличие к судьбе граждан Югославии, что само по себе будет иметь негативные последствия. Проблема же в том, какую Югославию получит Запад, в первую очередь -- Европа, в результате кавалерийской атаки на белградский режим. Ведь именно от этого зависит успех интеграции страны в общеевропейские структуры и то, сколько времени и материальных ресурсов на это придется потратить.
Тимофей БОРДАЧЕВ, старший научный сотрудник Института Европы РАН