Губернатор Петербурга
Валентина Матвиенко решила опутать южные районы города системой надземного метро. Вчера городское правительство решило соединить 56-километровой веткой легкого метро южные районы города, Петергоф, а также Стрельну. В последней, как известно, находится Константиновский дворец -- государственный комплекс "Дворец конгрессов", который неофициально считается питерской резиденцией российского президента и где прошлым летом проходил саммит «большой восьмерки». Стрельне явно уготовано стать новым местом паломничества петербуржцев и туристов -- здесь на деньги частных инвесторов планируется построить конгресс-холл на 3,5 тыс. зрителей, которых иначе, как экспрессом, по эстакадам сюда не привезти.
«Строительство надземного метро обязательно необходимо начать в 2008 году», -- форсирует стройку г-жа Матвиенко. Возможно, инвестор будет привлечен на условиях концессии, а один из этапов легкого метро будет запущен уже к 2009 году. Предполагается, что проезд в нем не будет дороже стоимости билета в муниципальном транспорте, а в сутки экспресс со скоростью 32--35 километров в час будет перевозить 172 тыс. пассажиров. По планам властей, к 2015 году новый вид транспорта ежегодно будет обслуживать 54,7 млн человек. Затруднить привлечение инвестора может лишь одно обстоятельство -- невысокая стоимость проезда делает огромным срок окупаемости проекта -- более 18 лет.
Петербург не имеет кольцевой линии подземки, а наземным транспортом крайне сложно добраться от одной ветки до другой. Чтобы их соединить, еще почти десять лет назад губернатором Владимиром Яковлевым была сформулирована идея строительства «надземного экспресса», часть трассы которого пройдет по эстакадам. Попутно градоначальница хочет разгрузить от трафика подходы к выездам из города в направлении Прибалтики, Киева и Москвы, которые задыхаются от все увеличивающегося количества автомобилей.
Правительство Валентины Матвиенко еще в прошлом году решило строить 26-километровый участок легкого метро, который пройдет по южным районам и соединит от железнодорожной станции Обухово до конечной станции метро «Проспект Ветеранов». Вчера было объявлено, что трасса экспресса будет увеличена еще на 8 км и дойдет до аэропорта Пулково. А 22-километровая ветка легкого метро достигнет Стрельны и Петергофа, который местные власти гордо называют «наукоградом» -- здесь расположены несколько факультетов Петербургского университета и исследовательские центры.
Общая стоимость дугового метро -- 34,7 млрд руб., которые город рассчитывает собрать у инвесторов, федерального бюджета и участвовать собственными деньгами. Местные власти рассчитывают получить 10,7 млрд руб. из федеральной адресной инвестиционной программы на сооружение 22-километрого участка экспресса от конечной станции метро «Проспект Ветеранов» до Стрельны и Петергофа. «По поручению губернатора городское правительство подготовит письмо на имя президента России Владимира Путина с просьбой об участии федерального бюджета в строительстве Петергофской линии», -- сообщила вчера пресс-служба Смольного. Зато собственные 4,6 млрд руб. город обещает вложить в сооружение восьмикилометрового ответвления от основной трассы до аэропорта Пулково. При этом не совсем понятно, ради чего строятся ветки на Петергоф и Пулково, так как Стрельна, равно как и «столица фонтанов», соединена с городом железнодорожной веткой. И если нужно улучшить транспортное сообщение с Константиновским дворцом и садово-парковым пригородом и «наукоградом», то нужно всего лишь договориться с РЖД об увеличении частоты движения поездов. Что касается Пулково, то РЖД также имеет планы строительства сюда железнодорожной ветки, и не совсем понятно, как будут взаимоувязаны оба проекта.
Строительство ветки экспресса по южным районам обойдется в 19 млрд руб. (из этих 34,7 млрд), причем 45% Смольный хочет получить от инвестора. Его город выберет при помощи конкурса, который власти хотят провести в последние три месяца этого года.