|
|
N°225, 06 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Призыв не для всех
Законы об альтернативной службе могут появиться в регионах
В Москве всего 10% юношей призывного возраста отправляются в армию. Об этом сообщил вчера новый военный комиссар Москвы Василий Красногорский. По словам военного комиссара, остальные получают отсрочку из-за учебы, состояния здоровья и семейных обстоятельств. Из тех же, кого удается поставить под ружье, 60% остаются на территории Московского военного округа.
Служат москвичи, по словам военкома, по всей России -- и даже в ближнем зарубежье. Однако в горячие точки никто из них не попадает -- по крайней мере сразу после призыва, потому что, согласно указу президента, никто не должен оказываться на настоящей войне без военной специальности. Этой осенью из Москвы запланировано призвать около 6000 человек, более половины из них уже отправлены или готовы к отправке в войска.
Правда, не все призывники спокойно проходят комиссию. Многие из них по-прежнему апеллируют к конституционной норме, которая дает им право на замену воинской службы альтернативной гражданской. Главная проблема по-прежнему в том, что эта норма Конституции не закреплена законом. Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Эдуард Воробьев считает, что в этом была грандиозная ошибка Бориса Ельцина: «Подписывая закон о воинской обязанности и военной службе, Борис Ельцин должен был подписать и закон об альтернативной гражданской службе, -- говорит г-н Воробьев. -- Президент тогда не стал делать этого, потому что понимал, какое противостояние существует между обществом и силовыми структурами и не хотел выступать ни на той, ни на другой стороне. Но получается, что глава государства не исполнил своего конституционного долга».
Сторонники альтернативной службы -- главным образом из числа активистов СПС -- надеются, что новый глава государства отнесется к этому вопросу внимательнее. «Спор о необходимости введения альтернативной службы между президентом, правительством и Генштабом может идти годами, -- считает член комитета Думы по государственному строительству Борис Надеждин. -- Чтобы что-то изменить, надо подключить общественность».
Пока не принят соответствующий федеральный закон, есть другие пути воздействия на государство. По мнению сторонников альтернативной службы, достаточно было бы принять соответствующие законы в регионах. Правозащитник Сергей Сорокин считает, что региональные законы могли бы отчасти решить проблему: «Призывные комиссии подчиняются местной администрации, а именно комиссии решают, кому служить, кому нет. Комиссии не подчиняются федеральной структуре Минобороны, зато многие губернаторы -- например, в Нижнем Новгороде, Перми -- поддерживают альтернативную службу».
В Москве законопроект об альтернативной службе вносился уже дважды, но оба раза был отклонен. «Ничего удивительного тут нет, -- считает г-н Сорокин. -- В Москве сосредоточена вся убойная сила Генштаба и Минобороны. Они приходят к депутатам и могут их убедить». Тем не менее сторонники альтернативной службы надеются, что новый состав Мосгордумы такой закон все же примет, и в этом отношении столица окажется примером для регионов. Сторонники альтернативной службы считают, что пользоваться новой возможностью станут далеко не все «отказники»: только действительно убежденный человек согласится выполнять тяжелую и низкооплачиваемую работу в больницах и приютах, которой «правые» хотят заменить традиционный воинский долг.
Впрочем, сторонники альтернативной службы убеждены, что рано или поздно от всеобщего призыва все равно придется отказаться. Если армия сохранит нынешнюю систему комплектования, уже через четыре-пять лет казармы будут заполнены меньше чем наполовину -- призывать будет некого из-за демографической «ямы» конца 80-х годов.
Иван СУХОВ