|
|
N°225, 06 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Командующий нефтеносным шельфом
Оба океанских флота России сменили руководство
В среду оба океанских флота России получили новых командующих. Президентскими указами командующим Северным флотом (СФ) назначен вице-адмирал Геннадий Сучков, а руководство Тихоокеанским флотом (ТОФ) доверено вице-адмиралу Виктору Федорову. Адмиральскую «рокировочку» трудно назвать экспромтом: она, по сути, была предопределена массовой «чисткой» в руководстве СФ, которую Кремль провел в минувшую субботу. Однако сам кадровый подбор красноречиво свидетельствует о нынешних морских приоритетах Москвы.
Ключевой фигурой в данном случае является, без сомнения, Геннадий Сучков. 54-летний адмирал в последнее время числится в безусловных фаворитах Кремля. Говорят, что его стремительный карьерный рост связан с тем, что Владимир Путин, познакомившись с ним в ходе одной из своих поездок на Черноморский флот (ЧФ), «был приятно удивлен широтой военно-политических познаний этого моряка». Как бы то ни было, в июле нынешнего года адмирал Сучков покинул «тупиковую» должность замкомандующего ЧФ (на которой он пробыл около шести лет) и получил в свое руководство ТОФ -- второй по масштабам и значимости флот России. Представляя нового командующего флоту, министр обороны Сергей Иванов дал адмиралу беспрецедентную характеристику, назвав его человеком, «при котором Черноморский флот начал подниматься с колен». Аналогичную роль Москва отводила Геннадию Сучкову и на Дальнем Востоке: по словам г-на Иванова, новому командующему было поручено «вывести ТОФ из состояния комы». Как заявил глава военного ведомства, «я выражаю уверенность в том, что новый командующий флотом добьется высоких результатов и тихоокеанцы будут достойно представлять интересы России на дальневосточных рубежах». Однако судьба распорядилась так, что «выводить ТОФ из комы» теперь будет не г-н Сучков, а его начальник штаба Виктор Федоров. Самому же адмиралу Сучкову уготовано выполнять еще более ответственное задание родины.
Те несколько дней, которые прошли после отстранения от должности бывшего командующего СФ, его обязанности исполнял в штаб-квартире флота вице-адмирал Владимир Доброскоченко. Военные источники газеты "Время новостей" также характеризуют его как одного из самых опытных военных моряков страны -- в последние годы адмирал был бессменным командующим российской Атлантической эскадрой, в которую входят все наиболее боеспособные надводные корабли национального ВМФ. Тем не менее Кремль все же решил заменить его на адмирала Сучкова, который хотя и не имеет столь богатого опыта руководства, однако является профессиональным подводником. До своего перевода на ЧФ г-н Сучков служил на Севере и прошел все ступени карьеры подводника -- от командира торпедной группы субмарины до командира эскадры подлодок СФ. Именно подводнику Кремль предпочитает доверить реализацию программы так называемого «Северного стратегического бастиона». Причем «Северный бастион» для Москвы сейчас чрезвычайно важен не только с точки зрения обеспечения национальной безопасности, но и по сугубо экономическим причинам.
Выступая во вторник на торжественной церемонии передачи в боевой состав флота новейшей российской АПЛ «Гепард», Владимир Путин открыто заявил о том, что «сегодня ВМФ обеспечивает не только безопасность наших границ: благодаря флоту мы можем использовать те огромные природные запасы, которые хранят морские и океанские акватории». Именно подлодкам «Северного стратегического бастиона» отведена роль «военной компоненты» обеспечения российских экономических интересов на просторах Арктических морей. По расчетам специалистов Министерства природных ресурсов, добыча нефти в арктических регионах и на морском шельфе к концу нынешнего десятилетия может достичь 250 млн тонн в год (эти цифры уже положены в основу утвержденной в августе правительством программы рационального использования природных ресурсов на период 2002--2004 годов). При этом Москва надеется на то, что ей удастся «прирезать» к своим арктическим владениям еще около 1,2 млн кв. км континентального шельфа с ориентировочными запасами углеводородного сырья в 4,9 млрд тонн условного топлива. По словам главы МЭРТ Германа Грефа, Москва уже подготовила для юридического закрепления этого процесса заявку в ООН. В начале ноября северные соседи -- США, Канада, Норвегия и Дания -- были оповещены «о начале процедуры расширения Россией своей исключительной экономической зоны в Арктике».
Юрий ГОЛОТЮК