Время новостей
     N°225, 06 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.12.2001
От ресторана до президентского дворца
Новый афганский лидер знаменит многими талантами
Результаты Боннской конференции по Афганистану были оглашены вчера утром, когда уже почти никто не ожидал ее успеха, а большинство журналистов покинули отель Петерсберг. Организаторы конференции, спецпредставитель генсека ООН Лахдар Брахими и глава МИД Германии Йошка Фишер, назвали имя главы временной администрации Афганистана. Как и ожидалось накануне, им стал 46-летний пуштунский аристократ Хамид Карзай. Пока известны еще только пять афганцев, которые займут кресла в администрации (всего их будет 30): министр обороны генерал Фахим, внутренних дел -- Юнус Кануни и иностранных дел -- Абдулло Абдулло. Все они представляют Объединенный антиталибский фронт (ОАФ). В администрацию войдут две женщины: Сима Самар, креатура бывшего монарха Захир Шаха, станет вице-премьером и министром по делам женщин, а не входящая ни в одну из политических групп Сухайла Сиддики -- министром здравоохранения. Определены квоты этнического представительства в администрации: 11 пуштунов, 8 таджиков, 5 хазарейцев, 3 узбека и 1 представитель иной национальности. Полностью состав правительства определится к 22 декабря, когда оно прибудет в Кабул.

Сразу же после закрытия конференции в Бонне Лахдар Брахими отбыл в Берлин, чтобы представить ее результаты на встрече стран--доноров восстановления послевоенного Афганистана. Затем спецпредставитель генсека ООН посетит афганского экс-монарха и пока еще исполняющего обязанности президента Афганистана Бурхануддина Раббани. К его титулу через несколько дней, очевидно, окончательно добавится приставка «экс». Облегчения в связи с этим, кажется, не скрывают уже ни западные политики, ни афганские моджахеды.

Хамид Карзай -- фигура весьма влиятельная благодаря традиционным клановым связям и многочисленным талантам -- от коммерческих (во время советской интервенции в Афганистан Карзай занимался ресторанным бизнесом в Америке) до военных и политических. Будучи вождем межплеменного объединения попалзай в районе Кандагара, Карзай принадлежит к тому же роду, что и Захир Шах. Его представители с XVIII века занимали высокие государственные посты. В период правления Захир Шаха дед Карзая был председателем Национального (консультативного) совета, а отец -- сенатором.

Высшее образование новый «главный администратор» получил в Индии и США. Там он научился бегло говорить по-английски, эффектно держаться перед телекамерами и обзавелся связями. После начала советской интервенции глава семьи Абдул Ахад Карзай перевез родню в пакистанскую Кветту. А Хамид Карзай на родине занимался подготовкой партизан из своего племени. Однако большую часть военных лет он провел в Пакистане и США, а в Кабул приехал в 1992 году, после падения режима Наджибуллы, и был тут же назначен замминистра иностранных дел в правительстве Раббани. Когда в 1994 году талибы взяли Кандагар, Карзай, знавший многих из них по Пакистану, примкнул к движению в надежде, что новая власть покончит с хаосом и беззаконием, царившим при моджахедах. Лидеры «Талибана» даже собирались направить его послом в ООН, когда Карзай вдруг начал именовать талибов не иначе как «скрытой рукой пакистанских спецслужб».

Произошло это не без влияния Карзая-старшего -- с 1997 года отец с сыном организовали из Кветты настоящее пропагандистское наступление на «Талибан». Месть не заставила себя долго ждать: в 1999 году отца убили. После этого сын люто возненавидел и талибов, и их иностранных наемников, особенно арабов, которые, по его словам, приехали в Афганистан, чтобы «научиться стрелять по живым мишеням, то есть афганским мужчинам, женщинам и детям».

8 октября, на следующий день после начала военной операции союзников против талибов, Карзай проник в Кандагар, чтобы поднять соплеменников на восстание и подготовить почву для возвращения Захир Шаха. Талибская контрразведка чуть было не схватила его, но Карзай сумел покинуть страну. Его соратника Абдул Хака, который приехал в Афганистан с аналогичными намерениями и которому, кстати, прочили премьерство в постталибском правительстве, талибы арестовали и казнили.

Американские бомбардировщики в Афганистане бьют по своим.

Вчера на рассвете бомба, сброшенная по ошибке бомбардировщиком B-52 к северу от Кандагара, зацепила позиции войск США: двое солдат погибли, еще 20 получили ранения. Есть жертвы и со стороны Северного альянса: как заявила майор ВВС Синтия Колин, боеприпас упал «в непосредственной близости от позиций дружественных сил». Раненые американские солдаты доставлены в госпиталь на военную базу Рино под Кандагаром.

На головы союзникам упала управляемая 900-килограмовая бомба GBU-31 -- одна из последних разработок Пентагона, пробные образцы которой поставлены на вооружение только в 1997 году. Окончательный вариант ее будет готов только к 2004 году. Судя по официальной информации, «промахнуться» эта умная бомба не могла -- максимально допустимая погрешность ее составляет не более 30 метров от точки прицеливания. Возможно, бомба выпала случайно, или же это был пробный образец, который дал неожиданный сбой на испытаниях. Теперь число официально подтвержденных американских жертв в Афганистане возросло до трех: на прошлой неделе во время бунта в тюрьме для военнопленных в Мазари-Шарифе погиб сотрудник ЦРУ. Евгений АНТОНОВ

Дододжон АТОВУЛЛОЕВ, Бонн, Алексей СЛОБОДИН