В Германии и Франции многие тысячи работников совместной
авиастроительной компании Airbus вышли на демонстрации протеста
против планов проведения программы структурной реорганизации
Power8, одобренной ее руководством. Предполагается, что за воротами предприятий, расположенных как в двух этих странах Европы, так и ряде других стран, окажутся около 10 тыс. человек. Вчерашние выступления стали особенно острыми. Во Франции ими были охвачены все производственные площадки Airbus.
Не меньшие дебаты идут вокруг Airbus также и в политических сферах обеих стран. В результате недавней неформальной
встречи канцлера Ангелы Меркель и президента Жака Ширака под Берлином, касавшейся проблем авиастроителей, казалось, был найден необходимый политический компромисс, который бы смог устроить обе стороны. Но теперь, похоже, что эти германо-французские переговоры на высшем уровне можно считать пустыми. Во всяком случае со стороны Берлина.
Как вчера можно было понять из заявлений ряда французских политиков, Париж в отношении будущего компании Airbus решил принять курс на открытую конфронтацию со своими немецкими партнерами. Речь идет о таком совместном проекте, как двойное паритетное германо-французское управление материнским концерном EADS, в который входит Airbus. Французы и не скрывают планов существенного увеличения своего влияния именно в этом важнейшем органе.
Премьер-министр Доминик де Вильпен высказался вчера на этот счет достаточно осторожно: система управления Airbus должна быть упрощена. До сих пор EADS на равных управляют с немецкой стороны Томас Эндерс, а с французской --
Луи Галлуа. О том, будет ли согласно планам Парижа новое первое лицо предприятия французом или немцем, глава правительства всем интересующимся этим оставил возможность лишь гадать.
Перетянуть на себя "одеяло" французские политики, как следует из их заявлений, намерены с помощью повышения доли французского капитала. Министр экономики Франции Тиерри Бретон в этом отношении считает «желательными» такие меры. «Если концерн посчитает это необходимым, то мы готовы увеличить долю нашего участия», -- заявил он. При этом, как известно министру экономики в Париже, Германия заявляла о том, что «не готова» увеличивать долю своего капитала. В настоящее время французы и немцы владеют равными частями акций EADS -- по 22,5% непосредственно или через другие предприятия.
Дальше других французских политиков в остроте своих требований зашел министр внутренних дел Николя Саркози. Он требует «нового пакта акционеров», в котором французское государство было бы представлено гораздо лучше, чем теперь. Министр потребовал: «Мы должны выиграть от кризиса, выторговав также и у акционеров соглашение о новой расстановке сил».
В Берлине внимают всему этому происходящему в дружественной стране с немалым удивлением. «Подобные тона мы относим на счет избирательной кампании», -- дипломатично прокомментировал новую парижскую риторику в отношении путей выхода из кризиса министр экономики Германии Михаэль Глос. «Airbus во многом потому был успешным проектом, что он поровну ложился на плечи Германии и Франции, -- заявил он вчера, комментируя мнения французских коллег. -- Мы хотели бы сохранить эту общность». Министр Глос считает, что изменение нынешних принципов и структур управления Airbus лишено всякого смысла.