Время новостей
     N°40, 07 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.03.2007
Льготный квартал
Кому выгодно не платить проценты три месяца
Русь-банк собирается выпустить кредитные карты с увеличенным беспроцентным периодом в 90 дней. Это первое подобное предложение на российском рынке -- у кредитных карт большинства банков беспроцентный период не превышает 50 дней. Последовать примеру Русь-банка пока мало кто готов -- банкиры считают, что длинный беспроцентный период для банка экономически невыгоден, и его придется компенсировать, например, высокими ставками или комиссиями.

Первые карточки с беспроцентным периодом (grace period -- возможность для заемщика погашать кредит без процентов в течение определенного времени) появились в России в 2005 году. С тех пор многие банки для повышения лояльности клиентов стали вводить эту услугу.

«Предоставляя возможность вернуть кредит без процентов, банк повышает привлекательность кредитной карты и стимулирует клиента к ее более частому использованию», -- говорит зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов. Поэтому даже такие крупные игроки, как Хоум Кредит энд Финанс банк (ХКФ-банк) и «Русский стандарт», собираются вводить grace period для своих кредитных карт. Правда, некоторые банкиры считают, что беспроцентный период по карте не всегда повышает число желающих ее приобрести. «Мой опыт в банках показывал, что пока введение беспроцентного периода не повышает спроса на кредитные карты. Часто клиенты ожидают в таких картах скрытых комиссий и выбирают карты без льготного периода», -- говорит директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Елена Дворовых. Правда, и число заемщиков, которые возвращают деньги в течение льготного периода, не превышает 10%, отмечает она.

На увеличение grace period большинство банков пока пойти не готово. «Мировой опыт доказал, что беспроцентный период в пределах 40--50 дней является оптимальным сроком как для держателей кредитных карт, так и для банков», -- считает директор департамента маркетинга ХКФ-банка Игорь Пржеровски. Действительно за рубежом подобных предложений также почти нет. Три года назад карты с беспроцентным периодом до 90 дней предлагал американский Monogram Credit Card Bank of Georgia (со ставкой 9,9% годовых, эффективная ставка по кредитам составляла около 24%), входящий в группу GE Money. Но теперь такого продукта в списке предложений банка нет.

Кроме того, отмечают банкиры, основная статья заработка банка по картам с беспроцентным периодом -- стимулирование клиента оплачивать этой картой покупки. От этих операций банк получает доход в 1% от оплаченной картой суммы. «От того, что беспроцентный период увеличивается, клиент не будет оплачивать покупок на большие суммы», -- заявил г-н Торхов, отметив, что увеличение беспроцентного периода банку невыгодно. «На каких-то комиссиях или ставках эти расходы должны будут отразиться», -- соглашается г-жа Дворовых.

Впрочем, зампред правления Русь-банка по развитию розничного бизнеса Валерий Кардашов утверждает, что стоимость выпуска карты и процентные ставки по кредиту сохранятся на том же уровне, что и для карты с обычным grace period. Правда, по словам г-на Кардашова, приоритет по новому предложению банк рассчитывает отдать клиентам, готовым получить «золотую» карту, оформление которой стоит около 100 долларов.

Елена ХУТОРНЫХ
//  читайте тему  //  Банки