|
|
N°40, 07 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Интересная сумма
Премьер-лига не смогла устоять перед миллионами «НТВ-Плюс»
Российская футбольная премьер-лига (РФПЛ) официально передала эксклюзивные телеправа на чемпионат России компании «НТВ-Плюс». С грядущих выходных российские болельщики в свободном доступе смогут увидеть только один матч первенства страны из каждого тура. Его будет показывать «Первый канал». Остальные игры будет транслировать компания «НТВ-Плюс» на платном спутниковом канале «Наш футбол».
Контракт РФПЛ с ОАО «НТВ-Плюс» заключен сроком на четыре года, а общая сумма соглашения, по заявлению гендиректора телекомпании Дмитрия Самохина, составила 100 млн долл. «Мы были готовы к более длительному сотрудничеству, но сама премьер-лига может заключать контракты только до 2010 года -- именно на этот срок им Российский футбольный союз делегировал права на проведение чемпионата России, -- пояснил корреспонденту «Времени новостей» заместитель директора дирекции спортивных программ «НТВ-Плюс» Владимир Вайнштейн, занимавшийся проработкой этого проекта. -- А что касается суммы, то нам надо было предложить именно столько, чтобы заинтересовать футбольные клубы. Но вряд ли можно говорить, что именно столько сейчас стоит российский футбол. Это мы сможем узнать только как минимум через год».
Заинтересовать клубы получилось. По данным «Времени новостей», 100 млн долл. -- это не вся сумма, которая согласно соглашению перейдет РФПЛ от владельцев ОАО «НТВ-Плюс». Предусмотрено еще спонсорское соглашение с премьер-лигой, доходы от телевизионной рекламы, 50% от продажи телеправ за границу и дополнительные бонусы. В сумме с поступлениями от других спонсоров РФПЛ намерена получать в год от реализации своих коммерческих прав порядка 50 млн долл., более 40 млн из которых будет поступать от владельца «НТВ-Плюс» «Газпрома» и близких ему компаний.
Для РФПЛ эти суммы являются рекордными, для «Газпрома» -- обыденными. Только «Зенит», которым владеет нефтегазовая компания, ежегодно ей обходится чуть ли не вдвое больше -- порядка 70 млн долл. Кроме того, в Санкт-Петербурге «Газпром» финансирует строительство футбольного стадиона, стоимость которого оценивается в 250 млн долл., а есть еще спонсорский контракт с немецким футбольным клубом «Шальке» -- соглашение о сотрудничестве с лидером бундеслиги заключено на десять лет и рассчитано на 100 млн евро. Вдобавок ко всему компания ZGG, зарегистрированная в Берлине 100-процентная «внучка» «Газпрома», является партнером еще одного немецкого клуба «Герта».
Тем не менее на «НТВ-Плюс» надеются, что контракт с РФПЛ в итоге будет прибыльным. Сейчас, по словам Дмитрия Самохина, у «НТВ-Плюс» аудитория свыше 1,6 млн зрителей. Однако гендиректор компании отказался дать хотя бы приблизительный прогноз, насколько эта цифра увеличится с подписанием контракта. Статистические данные говорят о том, что футбол болельщики в прошлом году в основном смотрели на «Первом канале» и только 11% -- на «Спорте», где в прошлом году показывали все матчи чемпионата страны. И только самые рейтинговые из них собирали на спортивном канале аудиторию свыше 3 млн человек. Так что приток клиентов «НТВ-Плюс» пусть и обещает быть массовым, но не будет запредельным.
Компания в свою очередь обещает обеспечить оборудованием всех желающих. В «НТВ-Плюс» разработали целую программу: «тарелку» и ее установку, общая стоимость которых составляет 9 тыс. руб., можно прибрести в кредит, а из всего многообразия каналов можно выбрать только «Наш Футбол», и тогда абонентская плата составит всего 300 рублей.
Тем болельщикам, кто все-таки не решится на приобретение спутниковой «тарелки», остается надеяться, что домашние матчи их местной команды будут показаны региональным телевидением. «НТВ-Плюс» в свою очередь обещает отдавать подобные сублицензии всем каналам, которые докажут, что вещают исключительно в своем регионе. В этом плане самым пострадавшим регионом станет Москва и Московская область -- здесь сосредоточено семь команд премьер-лиги, а компаний, которые бы соответствовали заявленным требованиям, почти нет. Но именно в столице и Подмосковье живет большинство потенциальных абонентов «НТВ-Плюс».
Помимо болельщиков есть в этой истории и другие пострадавшие стороны. Прежде всего это канал «Спорт». Канал до последнего момента сражался за права на футбольный чемпионат России, стараясь подключить политический ресурс. Поэтому до вчерашнего дня клубы не спешили объявлять о достаточно давно принятом решении (см. «Время новостей» от 5 марта). Однако «Спорт» так и не смог составить конкуренцию «НТВ-Плюс» и «Газпрому» и пока смирился с поражением на футбольном фронте.
Есть и другие недовольные: еще в прошлом году РФПЛ и РФС заключили контракт с компанией «Росгосстрах», которая стала титульным спонсором чемпионата России. Сумма пятилетнего соглашения, как тогда заявляли стороны, его заключившие, составила свыше 50 млн, из которых 8,5% отходили в кассу РФПЛ, а 1,5% -- Российскому футбольному союзу. В этом контракте было прописано общее количество телевизионных трансляций на федеральных каналах. И хотя вчера президент РФПЛ Михаил Воронцов выразил надежду, что соглашение с титульным спонсором чемпионата России «претерпит минимальные корректировки», последствия могут стать глобальными.
Андрей ВДОВИН