|
|
N°224, 05 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Упоение от согласия
Касьянов и Кинах нашли общий язык
Более двух лет межправительственные отношения России и Украины испытывались на прочность. И вот вчера, когда после столь долгого перерыва собралась смешанная российско-украинская комиссия, председательствующие премьеры двух стран не могли нарадоваться своим успехам. «Мы разобрали завалы», -- констатировал Михаил Касьянов. «Нет альтернативы интеграции наших экономик», -- вторил ему украинский коллега Анатолий Кинах. Участники переговоров с наслаждением рассказывали, как все замечательно поладили: «Кинах предлагал что-то, его тут же поддерживал Касьянов, и наоборот. Не было практически ни одного «нет», сплошные «да».
Возобновленная любовь, правда, не отменила споры по заключительному протоколу, который пришлось серьезно откорректировать, а также не избавила от излишней скрытности в отношении достигнутых договоренностей. Прежде всего это касалось ежегодного межправительственного протокола об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины в 2002 году и протокола о поставках украинских труб. Премьеры, уходя от вопросов, ссылались на экспертов, которые к середине этого месяца, скорее всего к встрече президентов в Харькове 14 декабря, должны будут отработать все технические параметры этих соглашений.
Говоря о газовых поставках, г-н Касьянов отметил, что «впервые в будущем году Россия начнет платить за транзит деньгами, а не только газом, как раньше» и валютная составляющая будет «существенной». «Большую» цифру, как удалось выяснить газете «Время новостей», члены делегаций России и Украины понимают по-разному. Представитель «Газпрома» считает, что из 30 млрд кубометров газа, которыми сейчас Россия оплачивает свой транзит, лишь 10--12 млрд кубов удастся перевести в денежный эквивалент. Однако расчеты членов украинской делегации не совсем согласуются с этой цифрой и с тем, что сказал г-н Касьянов про существенную долю. Заместитель директора департамента НАК «Нефтегаз Украины» Антонина Марченко пояснила корреспонденту газеты «Время новостей», что российский газ в оплату за транзит станет поступать в том объеме, в котором это нужно Украине для закрытия своего топливного баланса. И только та часть, которая пойдет сверх этой нормы, будет оплачиваться деньгами. Предварительные расчеты показывают, что из 78--80 млрд кубометров газа (точную цифру еще не утвердила Рада), составляющих потребность Украины, 18 млрд -- это собственная добыча, 30--35 млрд -- импорт из Туркмении, и оставшиеся 25--30 млрд -- это необходимые поставки из России. Максимум, остающийся на денежную составляющую, -- это плата за 5 млрд кубометров. Но и из этой цифры следует вычесть украинские экспортные поставки по Ямбургскому соглашению (по оценкам г-жи Марченко, 2 млрд кубометров) и объемы газа, добываемого в рамках СРП. В результате выкроенные под деньги кубометры сокращаются еще больше. Так что вполне понятно, почему премьеры не спешили с обнародованием цифр.
Проблема реэкспорта газа Украиной вчера обсуждалась мягко. Г-н Касьянов даже заявил, что запретительная экспортная пошлина может быть снижена со 140 долларов за тысячу кубометров до 100 в 2002 году, а «через год-два тема может вообще отпасть». Г-н Кинах в свою очередь подчеркнул, что эта запретная мера никак не коснется газа, который экспортируется по Ямбургскому соглашению и в соответствии с соглашением о разделе продукции.
Вера КУЗНЕЦОВА