|
|
N°39, 06 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разговор без посторонних
Сергей Собянин попробует разобраться с развитием газового рынка
Глава администрации президента Сергей Собянин соберет в Кремле чиновников и топ-менеджеров «Газпрома» и РАО «ЕЭС России» для того, чтобы в узком кругу обсудить очередной идейный кризис в реформировании системы поставок газа. Совещание, по информации «Времени новостей», состоится сегодня или завтра. Пока, правда, никто из высокопоставленных участников дискуссии не признался публично, что речь идет именно о системном реформировании. Судя по отрывочным сведениям, которые просачиваются из кулуаров, многие уже осознали нежизнеспособность половинчатого решения правительства от 30 ноября 2006 года. Напомним, что тогда после нескольких совещаний у Владимира Путина был принят график повышения внутренних цен на газ для промышленных потребителей с переходом на полноценную формулу цены с 2011 года. Кроме того, решено было подготовить базу для заключения со второго квартала нынешнего года долгосрочных пятилетних контрактов на поставку газа с предприятиями электроэнергетики, а со следующего года -- и с остальными промышленными потребителями.
Однако до сих пор не ясно, кто должен заключать эти договоры («Газпром» или независимые производители) и на каких условиях. Газовый монополист требует подписания контрактов на принципе «бери или плати», который действует в его экспортной практике. Главный потребитель -- РАО «ЕЭС России» -- не соглашается на это либо требует создать условия для перепродажи газа, который будет куплен, но окажется не востребованным электростанциями. Но тогда фактически на глазах у «Газпрома» появится стихийный газовый рынок, и на это концерн, конечно, пойти не готов. В итоге дискуссия вновь оказалась в тупике, а на прошлой неделе на заседании правительства даже вылилась в пикировку министра экономического развития Германа Грефа с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым с последующими комментариями главы «Газпрома» Алексея Миллера.
Г-н Греф в довольно резких выражениях пожаловался, что до сих пор не имеет точного прогноза добычи газа и не может нормально оценить развитие экономики страны. «То, что мы видим сейчас, -- «Газпром» декларирует обеспечение прироста добычи к 2011 году. Но после 2011 года даже специалисты «Газпрома» официально декларируют дефицит поставок газа на внутренний рынок, -- говорил глава МЭРТ. -- Масштаб проблемы такой, что на нее надо как-то отреагировать». И даже специально подчеркнул, что откладывать ее решение до конца года или на 2008-й, когда состоятся выборы президента, непозволительно. На защиту монополиста встали премьер Михаил Фрадков и Дмитрий Медведев, возглавляющий совет директоров «Газпрома». «Мне кажется здесь, как Михаил Ефимович (Фрадков) указал, не надо драматизировать ситуацию, нужно ее собраться и обсудить отдельно», -- отреагировал г-н Медведев и предложил обратить особое внимание на структуру энергопотребления в стране и энергоемкость российской экономики. «Если мы хотим быстрее получить прогноз добычи газа и его транспортировки, то у «Газпрома» -- иной подход: они хотят сначала создать рынок долгосрочных контрактов и от реальной ситуации на рынке делать долгосрочный прогноз», -- объяснил он поведение курируемого концерна.
Чуть позже информагентства распространили слова г-на Миллера, который крайне редко публично реагирует на такие внешние раздражители, как критические выступления Германа Грефа. Глава «Газпрома» сообщил, что у него есть прогнозный баланс до 2020 года, который является ориентиром для планирования. Уточнения будут внесены после заключения внутри страны долгосрочных контрактов с промышленными потребителями. «Менять баланс газа на основании тех или иных ожиданий, до подписания реальных контрактов с потребителями, нецелесообразно. Девиз «Газпрома» -- «газ не будет добыт, пока он не продан», -- заявил г-н Миллер.
Но в ситуации с долгосрочными договорами девиз «Газпрома» не дает простых ответов. Предложения о порядке заключения контрактов на поставку газа предприятиям электроэнергетики и их содержании правительство собиралось получить от Минэкономразвития, Минпромэнерго и Федеральной службы по тарифам к 15 февраля. Однако согласовать более ли менее устраивающую всех схему ведомствам не удалось. Срок продлили на месяц, но сейчас уже ясно, что без политических решений (то есть без вмешательства Кремля) опять не обойтись.
Главный вопрос -- как органично перестроить существующую балансовую схему распределения газа в рыночную (основанную на договорных обязательствах) при сохранении монопольного положения «Газпрома». РАО «ЕЭС России», которое выступило главным лоббистом решения правительства от 30 ноября, требовалось одно -- письменные гарантии поставок газа для потенциальных покупателей генерирующих активов холдинга. Но подписывать обязательства конкретных ОГК оплатить тот или иной объем через пять лет без права на перепродажу газа в РАО, разумеется, не готовы. К тому же непонятно, что делать с независимыми поставщиками газа: если и их обязать заключать долгосрочные контракты с энергетиками (треть газа на электростанции поставляют именно независимые), то необходима система долгосрочного доступа к газотранспортной системе. А в этой сфере не сделано ничего. Кроме того, подход к снабжению газом других промышленных потребителей по остаточному принципу выглядит, мягко говоря, странно.
В ведомствах предпочитают на тему долгосрочных контрактов не говорить. По информации «Времени новостей», извне в правительство поступила только одна концепция организации рынка долгосрочных контрактов. В письмах на имя премьер-министра и главы администрации президента предложения направил Координатор рынка газа (некоммерческое партнерство, в которое входят почти все крупные производители и потребители газа). КРГ считает необходимым вывести долгосрочные контракты на поставку газа промышленности из регулируемого сектора рынка (в нем останутся только поставки населению и бюджетным организациям), а нерегулируемый -- разделить на четыре сегмента. Первый -- поставки по долгосрочным контрактам в рамках традиционного лимита (поставляет «Газпром»). Второй -- поставки по долгосрочным контрактам сверх лимита и новым потребителям (независимые потребители и частично «Газпром»). Третий -- двусторонние контракты на срок до года (для среднесрочной балансировки потребительских портфелей). Четвертый -- спотовая торговля излишками газа, которые появились у поставщиков, на электронной торговой площадке.
Алексей ГРИВАЧ