Время новостей
     N°40, 07 марта 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.03.2007
Мандат на выживание
Региональные выборы определят, у каких партий есть шансы остаться в политическом поле
Верховный суд России вчера отказался принять к рассмотрению жалобу регионального отделения партии «Яблоко» на отказ в регистрации списка на выборы в законодательное собрание, назначенные на 11 марта. Также вчера Верховный суд снял с регистрации на выборах в заксобрание Питера список Социалистической единой партии России (СЕПР). Санкт-Петербург и Дагестан стали самыми скандальными регионами в заканчивающейся избирательной кампании в законодательные собрания в 14 субъектах федерации.

Напомним, что 11 марта выборы в законодательные собрания пройдут в Дагестане, Республике Коми, Ставропольском крае, Вологодской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Омской, Орловской, Псковской, Самарской, Томской и Тюменской областях, а также в Санкт-Петербурге. В трех регионах -- Питере, Подмосковье и Дагестане -- парламент будут выбирать исключительно по партийным спискам, как это произойдет и на выборах Думы в декабре 2007 года. В нынешних выборах будут участвовать 15 политических партий, 92 региональных отделения которых зарегистрировали списки.

Удивительно, но весенняя выборная кампания оказалась довольно активной. Перед началом кампании аналитики предполагали, что вся борьба ограничится вялым и, по сути, декоративным противостоянием «Единой России» со «Справедливой Россией». Но и противостояние оказалось вполне реальным, и остальные партии -- претенденты на места в парламентах среди большого количества провластных, желающих занять эти места, пытались не затеряться. Дело дошло до стрельбы, писем в Генпрокуратуру представителей двух партий власти с жалобами друг на друга, скандальных снятий оппозиционных партий с выборов. В любом случае стало очевидно, что окончательно превратить политическую жизнь в стране в "управляемое болото" федеральной исполнительной власти пока не удалось. А итоги региональных выборов могут стать началом полноценной борьбы пусть даже карманных партий за место под солнцем после возможной смены президента России в 2008 году.

Самое большое количество партийных жалоб на местный избирком в Центральную избирательную комиссию и в суд на своих конкурентов пришло из Санкт-Петербурга. Там борьбу между партиями власти депутаты восприняли особенно близко к сердцу, в ход пошли самые разнообразные приемы. Так и не был зарегистрирован список партии «Яблоко», представляющий средоточие питерской оппозиции и противников проекта Валентины Матвиенко «Газпром-сити» и традиционно достаточно популярный в городе. После долгих судебных разбирательств "яблочники" дошли до того, что стали агитировать избирателей проголосовать за «Союз правых сил». В ответ в Мурманске снятый с выборов местным избиркомом СПС советует гражданам выбрать в бюллетене «Яблоко».

В Питере после отказа губернатора Валентины Матвиенко возглавить список единороссов спикер Совета Федерации Сергей Миронов, боясь потерять свой пост, тоже не возглавил список «Справедливой России» (депутаты-единороссы, которых в местном парламенте скорее всего окажется большинство, после выборов могут просто не переназначить г-на Миронова в сенат). И единороссы, и представители «Справедливой России» нашли достойную замену политическим тяжеловесам: в первой тройке списка "Справедливой России" есть фигурист, олимпийский чемпион Евгений Плющенко, в списке "Единой" -- капитан футбольного клуба "Зенит" Андрей Аршавин и еще один олимпийский чемпион в фигурном катании Антон Сихарулидзе. Кстати, до сих пор еще никогда в выборах регионального масштаба не участвовало столько спортсменов высочайшего уровня. Кроме уже названных пиарить политические партии в разных регионах согласились олимпийские чемпионки Светлана Журова (конькобежный спорт), Елена Бережная (фигурное катание), Раиса Сметанина (лыжи) и футболист Дмитрий Аленичев.

Противостояние партий власти проходило в несколько раундов. Обе партии перед выборами провели съезды. В абсолютном большинстве регионов списки «Единой России» возглавили губернаторы, зато избирательный фонд на начало агитации у «Справедливой России» составил 229 млн руб., что даже больше, чем у «Единой России» -- 194 млн руб. (правда, справедливороссам, как непарламентской партии, понадобились деньги на внесение залога). На Ставрополье мэр города Дмитрий Кузьмин, возглавляющий региональную ячейку "Справедливой России", активно противодействовал губернатору-единороссу Александру Черногорову. В Самаре единственный избранный от «Справедливой России» мэр Виктор Тархов явно не желал победы первой партии власти. В борьбе за чистоту политики был даже уволен глава ГТРК «Самара» Федор Алиев -- за активное участие в деятельности партии «Единая Россия». Зато во время жеребьевки мест в избирательном бюллетене в большинстве регионов первое место выиграли единороссы. Под конец кампании «Единая Россия» и «Справедливая Россия» нашли общего врага -- министра здравоохранения Михаила Зурабова -- и вместе потребовали его отставки.

По данным компании «Медиалогия», накануне выборов в феврале «Справедливая Россия» заняла второе место по вниманию СМИ, уступив только «Единой России», причем разрыв больше в регионах, чем на центральных телеканалах. Коммунистам при этом посвящалось 1426 сообщения в СМИ, ЛДПР -- 805. Зато либеральные партии отстают от думских партий не так заметно: в активе у СПС 785 упоминаний, у «Яблока» -- 659.

В Дагестане в течение всей кампании кандидаты предпочитали применять огнестрельное оружие. Сначала избирком снял с выборов списки СПС и КПРФ (коммунистам впоследствии удалось восстановить список) по причине выбытия из региональной группы двух членов. Потом кандидаты стали исчезать, а оставшиеся продолжили политическую борьбу при помощи взрывчатки и огнестрельного оружия. По меньшей мере три раза кандидаты, зачастую родственники, вступали в перестрелки.

Кстати, отказ от участия в выборах отдельных кандидатов из региональных групп и, как следствие, снятие всего списка с выборов были в этой кампании довольно популярными. Также практиковалось снятие списков за превышение допустимого количества недействительных и недостоверных подписей, не соответствующее закону изгнание из списков партий беспартийных и жалобы на разжигание партиями социальной розни. Например, в Московской области «Союз правых сил», по мнению региональной избирательной комиссии, разжигал ненависть между пенсионерами и партией «Единая Россия», а в Коми «Справедливая Россия» -- между социальной группой «мощная армия ликвидаторов» и властью. В конце избирательной кампании глава ЦИК Александр Вешняков даже предложил вообще отменить основания для снятия с регистрации партийных списков в связи с и без того довольно жесткими требованиями закона о партиях.

По мнению аналитиков, по меньшей мере в двух регионах (Дагестан и Тюмень) "Единая Россия" легко возьмет более 50% голосов. В остальных единороссам придется побороться за 40--45%.

"Справедливая Россия", скорее всего, раскрутилась на уровень поддержки в районе 8%. Правда, внятного идеологического вызова так и не сформулировала. В частности, поэтому КПРФ в этой кампании устоит и наберет нужные для прохождения в парламенты 7%. А вот ЛДПР, по мнению экспертов, рискует в некоторых регионах в парламенты не попасть, даже при использовании харизмы Владимира Жириновского. Не совсем ясные перспективы вырисовываются у правых -- скорее всего, им удастся попасть в парламенты лишь в Санкт-Петербурге и Томской области.

Дарья ГУСЕВА