|
|
N°39, 06 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Аэрофлот» заинтересовался российским «грузовиком»
Спорный контракт возвращается на доработку
«Аэрофлот» рассматривает новый вариант реализации «замороженного» контракта на лизинг шести самолетов Ил-96 с компанией «Ильюшин-финанс Ко» (ИФК). Вчера генеральный директор авиакомпании «Аэрофлот-Карго» (грузовой «дочки» «Аэрофлота») Андрей Горяшко сказал журналистам, что его фирма начинает переговоры с ИФК о приобретении грузового варианта самолета Ил-96-400. Заключенный «Аэрофлотом» и ИФК в 2003 году контракт касался поставок более ранней модификации Ил-96-300 (в пассажирском исполнении). Тот контракт вылился в череду арбитражных разбирательств между двумя фирмами, продолжающуюся до сих пор.
Приобретение грузовых Ил-96-400 позволит «Аэрофлоту» относительно «дешево» убить двух зайцев: «очиститься» от политических обвинений, связанных с неисполнением давнего, 1998 года, постановления правительства о поддержке отечественного авиастроения, и приобрести грузовой флот, способный совершать рейсы не только между иностранными пунктами назначения, но и внутри России. Разумеется, если стороны договорятся о «цене вопроса». Переговоры между ними уже начались.
Как сообщил вчера Андрей Горяшко, речь идет о приобретении в лизинг шести Ил-96-400 (в грузовом исполнении). Модификация Ил-96-400 пока проходит сертификационные испытания. Ровно год назад, в марте 2006 года, гендиректор ИФК Александр Рубцов предлагал такие самолеты «Аэрофлоту», правда, в пассажирском варианте. Ранее, в 2003 году стороны пописали контракт на такое же количество Ил-96-300. Соглашение не было чисто коммерческим: со стороны «Аэрофлота» контракт представлял собой исполнение обязательств по поддержке отечественного авиапрома, наложенных на авиакомпанию правительством России в 1998 году. Вероятно, поэтому контракт так и не был выполнен. Стороны так долго договаривались о деталях технического облика самолетов, что изменение ценовой конъюнктуры сделало производство этих машин нерентабельным. Каталожная цена Ил-96-300 составляет примерно 60 млн долл. Для пассажирского Ил-96-400 этот показатель будет близок к 100 млн долл. По сложившейся мировой практике, грузовой вариант любого коммерческого самолета примерно на 15% дешевле его же пассажирской версии.
Основу пассажирского дальнемагистрального широкофюзеляжного парка «Аэрофлота» (а именно к этой категории относятся все модификации Ил-96) составляют самолеты американской компании Boeing. Перспективные планы «Аэрофлота» в этой нише связаны с машинами европейского концерна Airbus. То есть в пассажирском секторе «Илы» «Аэрофлоту» не очень нужны (многообразие моделей одного класса в парке компании только затрудняет ее работу).
Другое дело -- грузовой бизнес. «Аэрофот-Карго» располагает сейчас четырьмя «грузовиками» DC-10-40, не прошедшими таможенную очистку в России и базирующимися в Германии, на аэродроме Хан. В силу этого, как юридически иностранные воздушные суда, они не имеют права совершать рейсы между российскими городами. В 2007--2008 годах «Аэрофлот-Карго» планирует заменить этот парк на шесть MD-11, однако принцип «зарубежного базирования», вероятно, будет сохранен. В то же время компания в начале этого года объявила, что намерена развивать грузовые перевозки внутри России. В этом контексте грузовые самолеты российского производства были бы для «Аэрофлота» полезным приобретением. Если, конечно, цена ИФК, через которую реализуются все Ил-96, устроит авиакомпанию.
Михаил КУКУШКИН