Общественный совет при Министерстве обороны, созданный приказом экс-главы военного ведомства Сергея Иванова полтора месяца назад, вопреки мрачным прогнозам живет и даже действует. Признаком жизни организации стало первое выездное заседание в Калуге. Надо признать, однако, что уровень представительства мероприятия был значительно ниже, нежели при первых шагах новой организации. А ход заседания демонстрировал, что в армейских проблемах виноваты все, кроме военачальников.
Обещавший быть статс-секретарь -- заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков в последний момент был отвлечен на более важные дела. И выезд возглавил председатель одной из шести комиссий Общественного совета -- по повышению безопасности военной службы, укреплению правопорядка и воинской дисциплины -- Александр Каньшин. Он полковник в отставке, ныне возглавляет совет директоров Национальной ассоциации офицеров запаса «Мегапир». Из военных были заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-майор Виктор Батмазов, представители Генерального штаба и Московского военного округа. Пришли представители областной власти.
Заседание проводили совместно с Советом родительских комитетов военнослужащих. Кроме того, были приглашены местные активистки движения солдатских матерей. Естественно, речь пошла о дисциплине и порядке в рядах защитников Родины. Многие изъяны в этой сфере объясняются, по мнению военных, социальной незащищенностью Вооруженных сил. Командир полка, имеющий в подчинении больше двух тысяч человек, получает всего 14 тыс. руб. в месяц. Военные жалуются и на низкий образовательный уровень призывников. На совместном заседании были приведены грустные факты: только три новобранца из сотни знают, что такое Освенцим и кто такой Алексей Маресьев, призывники с тремя классами образования командиров уже не удивляют. Часть присутствующих обвинила в насаждении дедовщины бывших заключенных, призванных в армию.
Отборные представители гражданской общественности постарались поддержать армию. «Если мы не будем уважать армию при всех ее недостатках, не сможем исправить положение», -- сказала председатель Совета родителей военнослужащих Галина Шалдикова. Еще одна солдатская мать, пришедшая на заседание со вторым, еще не служившим сыном, предложила вернуть в школу начальную военную подготовку, почаще проводить экскурсии по местам боевой славы. Сыпались предложения «сажать беспредельщиков в дисбаты надолго» и наказывать рублем уклонистов...
Единственным солдатом на заседании оказался отпускник из гвардейского самоходно-артиллерийского полка Таманской дивизии Сергей Корнеев. Его мать уже несколько раз побывала в части, где служит сын, и теперь, по ее словам, спокойна.
Областной калужский военком генерал-майор Олег Легкий пообещал солдатским матерям: адрес воинской части, куда направляется сын, будет сообщаться еще на призывном пункте, а по приезде в часть офицеры сообщат родителям даже номер мобильного телефона сына. Родственники смогут узнать о жизни солдат через родительские комитеты при воинских частях, которые также узаконены приказом Сергея Иванова. Только в Сухопутных войсках 250 таких комитетов, куда вошли около пяти тысяч матерей и отцов солдат.
За два с лишним часа общественники и военные успели обсудить множество проблем -- от льгот для бывших солдат до работы военной почты. Александр Каньшин все предложения и замечания калужанок зафиксировал и пообещал доложить о них на ближайшем пленарном заседании Общественного совета в июне. Маршруты следующих выездов -- Ростов-на-Дону и Владимир.