Бывшему президенту Грузии Звиаду Гамсахурдиа, чью могилу только сейчас обнаружили в Чечне, 31 марта исполнилось бы 68 лет. Он был избран на президентский пост в мае 1991 года. Но уже в декабре в Тбилиси началась 16-дневная война между звиадистами и оппозицией, представленной «Национальной гвардией» и формированием «Мхедриони» («Всадники»). 6 января 1992 года президент с семьей и несколькими приближенными покинул Грузию и перебрался в Армению, куда за ним прислал самолет лидер чеченских сепаратистов Джохар Дудаев. На вопросы собственного корреспондента «Времени новостей» Михаила ВИГНАНСКОГО ответила вдова грузинского экс-президента Манана АРЧВАДЗЕ, которая сейчас сама занимается политической деятельностью -- она возглавляет оппозиционную организацию «Круглый стол», объединяющую семь политических движений.-- Мы нашу родину добровольно не покидали, нас это вынудили сделать, на нас напали с оружием. Мы с мужем и двумя детьми бежали от бандитов. Джохар Дудаев сделал то, что должен был сделать любой нормальный человек. Он поступил по-человечески, ведь мы оказались буквально на улице. Азербайджан нас не принимал, в Армении нам тоже нельзя было долго оставаться. Нашему старшему сыну, Цотнэ, было двенадцать, а младшему, Георгию, всего десять. Они в Чечне потом учились, там окончили школу. Моему мужу создали все условия для работы. Как нам не благодарить за это весь чеченский народ? Спасибо им!
-- Осенью 1993 года ваш супруг вернулся на родину и попытался повести своих сторонников из Западной Грузии на Тбилиси, но это окончилось неудачей. Ему снова пришлось бежать, и он погиб в грузинских горах в конце 1993 года. Так и неясно, это было самоубийство? Или его застрелили? Как вы считаете?-- Это было убийство! Я знаю заказчиков и исполнителей. Но пока не могу называть их имена. Должны поработать соответствующие органы.
-- Спустя два месяца после того, как вы покинули Грузию, в Тбилиси из Москвы вернулся Эдуард Шеварднадзе, который возглавил Госсовет республики, образованный лидером «Мхедриони» Джабой Иоселиани и командующим гвардейцами Тенгизом Китовани.-- Это он,
Шеварднадзе, стоит за всем, что произошло тогда в Грузии, произошло с нами. Это он самый главный виновник! Вот такая у него роль в тех событиях.
-- В феврале 1994 года вы перезахоронили мужа в Грозном. Но после войны в Чечне место захоронения сразу найти не удалось. Вы уверены, что это его останки там сейчас обнаружены? Ведь столько лет прошло, говорили, что из-за конфликтов в Чечне могила утеряна.--
Это точно могила моего мужа! Цотнэ опознал на сто процентов. Только четыре человека -- я, моя сестра, Цотнэ и Георгий знаем о нескольких вещах, которые мы сами положили в гроб. Я не буду пока перечислять эти вещи.
-- Будете ставить вопрос о перезахоронении вашего мужа в Грузии?-- Пока в Грозном надо провести экспертизу, идентификацию. Я пока не знаю, будут это делать только российские эксперты или совместно с грузинскими. Я думаю, обязательно надо похоронить Звиада Гамсахурдиа в Грузии. Может быть, если бы в Чечне было спокойно, оставили бы там. На Кавказе, какая разница... Тем более из правительства Грузии ко мне до сих пор никто не обратился, не сказал, что вот вы ждали столько лет, и наконец могила найдена. В правительстве Грузии в октябре создали комиссию по перезахоронению первого президента, но, по-моему, она даже и не собиралась. А я благодарю за помощь президента России, Патриарха Московского и всея Руси, всех тех, кто был во время поисков в Чечне. Они смогли облегчить наше горе.
-- Вы сами собираетесь в Грозный?-- Сегодня я попытаюсь встретиться с послом России в Грузии, чтобы обговорить, как это сделать официально.