Сегодня Совет министров иностранных дел Евросоюза продлит еще на три месяца
санкции против Узбекистана, введенные в ноябре 2005 года в ответ на чрезмерное применение силы при
подавлении беспорядков в Андижане 13 мая 2005 года и отказ Ташкента провести независимое международное расследование событий, когда, только по официальным данным, погибло около 200 человек. ЕС ограничил поставки в Узбекистан продукции военного назначения, прекратил выдачу въездных виз 12 представителям узбекского руководства и частично заморозил двусторонние переговоры.
Спустя год после введения санкций, в ноябре 2006-го, ЕС продлил санкции, но согласился пересмотреть это решение спустя три месяца. И вот Брюссель снова подтвердил: Ташкент не добился прогресса в попытках продемонстрировать Западу смягчение правящего режима.
За несколько дней до заседания совета глав МИДов стран -- членов ЕС в узбекском официозе, газете "Правда Востока" появилась статья политолога Рафика Сайфуллина "Узбекистан -- Запад: в поисках новых перспектив». Бывший директор Института стратегических исследований при президенте Узбекистана г-н Сайфуллин, хорошо информированный о настроениях, царящих в узбекском руководстве, задается вопросом, «как исправить положение (режим санкций. --
Ред.), от которого в принципе никто ничего не проиграл, но и не выиграл»: «Объективно назрела необходимость совместного осмысления состояния отношений между ведущей страной региона, которой является Узбекистан, и признанными лидерами мирового сообщества в лице США, ЕС и Японии".
Если оставить за скобками замечание об Узбекистане как о «ведущей стране региона», эту статью можно рассматривать как сигнал, поданный Западу, о готовности Ташкента восстановить с ним прерванные отношения. О подобных же сигналах из Ташкента сообщил 2 марта заместитель помощника госсекретаря США Эван Фейгенбаум, прибывший в Узбекистан с трехдневным визитом: «Я получил известие от узбекских властей о том, что они заинтересованы в улучшении отношений с США. Со своей стороны мы всегда были привержены такому сотрудничеству. Так что настало подходящее время для моего приезда в Ташкент". Американский дипломат был принят вице-премьером Ариповым, главой МИДа Норовым, министром обороны Мирзаевым. По мнению Фейгенбаума, уже сейчас можно возобновить американо-узбекские отношения в сфере образования и торговли, но для этого следует устранить возведенные узбекскими властями барьеры. Он дал понять, что заявления Ташкента о готовности снять эти барьеры остаются пока «декларациями».
В октябре 2006 года, выступая в Вашингтоне, г-н Фейгенбаум жестко охарактеризовал ситуацию в Узбекистане: «Отсутствие политических реформ усугубляется зажимом в области экономики, существованием высоких торговых барьеров и преград инвестициям. Для развития экономики критически важное значение имеет принцип верховенства закона. Никто не будет инвестировать в экономику, в которой царит беззаконие, а контракты не обеспечиваются в судебном порядке». Очевидно, что за полгода ситуация изменилась не настолько, чтобы перспектива американо-узбекских отношений внушала оптимизм. Американский дипломат дал это понять, отрицательно ответив на вопрос журналистов, возможны ли в ближайшее время визиты узбекских руководителей в США либо американских лидеров в Узбекистан.
И наконец, еще одним малоприятным для Ташкента «андижанским эхом» стали сообщения из российского города Иваново. Здесь 2 марта три районных суда приняли решение
об освобождении из-под стражи 12 так называемых «ивановских узбеков», арестованных в июне 2005 года по требованию узбекских властей, обвинивших их в причастности к событиям в Андижане. Летом 2006 года Европейский суд в Страсбурге предписал приостановить принятое российской Генпрокуратурой решение об их экстрадиции в Узбекистан.