|
|
N°224, 05 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайна шоколадных конфет
В Екатеринбурге расцвет промышленного шпионажа
Жителей Екатеринбурга немало удивили однотипные объявления, появившиеся недели две назад на страницах рекламных городских газет: «Приглашаются на работу учителя, врачи, военные. Зарплата от 6 тысяч рублей и более». Странный подбор специалистов, да и деньги для указанных профессий неплохие... Объявлениями заинтересовались многие. Пожелала подзаработать бывший учитель химии Ирина Чурилова. Позвонив по указанному телефону, она услышала приятный женский голос. Чурилову расспросили о ее семейном положении, увлечениях и, наконец, задали главный вопрос: «А какие у вас жизненные принципы?» Она только вздохнула: «Да у меня одна задача -- сына вырастить, какие уж тут принципы». На другом конце провода обнадежили: «Думаем, вы нам подходите» -- и дали адрес, куда следовало явиться на собеседование.
Как оказалось, фирма снимала одну из квартир в центре города. Работодатели, по словам Чуриловой, «то ли корейцы, то ли китайцы». На ломаном русском Ирине объяснили, что занимаются организацией производства конфет. И она, для того чтобы заработать обещанные деньги, должна узнать, сколько точно какао-крема добавляет фирма «Конфи» в конфеты «Екатерина». Для этого ей предложили сходить на проходную кондитерской фабрики, позвонить определенному человеку, задать ему этот вопрос и получить копии необходимых документов. Вместе с телефоном «определенного человека» Ирине выдали аванс в 300 рублей.
Наутро все шло как по маслу: у проходной ее уже ждала женщина, упомянутая в записке, в руках у которой был пропуск на комбинат. Вопрос оказался несложным -- всю необходимую документацию Ирине вынесли менее чем через час, кое-что пришлось записать с оригинала. Казалось бы, все так просто. Но что-то в этой простоте смущало.
«Прозрение» пришло по дороге в офис. Фирма без названия. Иностранцы. Какие-то документы. «Господи, да ведь я обычная шпионка!» -- с этим признанием Ирина и пришла в редакцию одной из екатеринбургских газет.
Как оказалось, странными объявлениями заинтересовались и в УФСБ по Свердловской области. В эту структуру уже обращались люди, которых за те же 6 тыс. руб. «китайцы-корейцы» просили узнать состав определенного вида крема для рук фабрики «Калина» или пропорции добавок на мясокомбинате «Екатеринбургский». Интересовались и планами рекламной кампании местного отделения «Пепси-Колы». В свердловском управлении ФСБ корреспонденту газеты «Время новостей» заявили, что речь идет действительно о промышленном шпионаже. Это словосочетание весьма распространено в мире, но еще режет ухо в российской провинции.
После серии специальных мероприятий уральские чекисты пришли к выводу, что шпионят за производителями конфет не их коллеги из КНР или КНДР, а столичные конкуренты местных товаропроизводителей. Дело это хотя и наказуемое, но не подследственное ФСБ. Поэтому расследованием занялись в УБЭП ГУВД Свердловской области. Ход следствия там комментировать отказались, но подтвердили, что подобным образом набирало на работу екатеринбуржцев до десятка «фирм». Объявления между тем по-прежнему появляются в местной прессе. Расследование идет.
Виктор БЕЛИМОВ, Екатеринбург