|
|
N°135, 28 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судный век может стать короче
Люди в мантиях напуганы путинскими поправками в закон о КС
Хотя о судебной реформе в отличие, например, от реформы пенсионной или образовательной пока не говорят во весь голос, ее приближение явственно ощущается. Не исключено, что прелюдией к ней стали поправки в конституционный закон «О Конституционном суде России», недавно внесенные в Думу Владимиром Путиным. Президент предлагает продлить срок полномочий судей с 12 до 15 лет, а также снять верхний возрастной порог (сейчас в 70 лет член КС должен оставить свое кресло).
Поступивший в нижнюю палату документ сразу же дал повод к пересудам о сговоре председателя КС Марата Баглая с президентом. Президент, мол, решил продлить полномочия лояльного к власти главы КС, сняв возрастной ценз, и заодно задобрил остальных судей, добавив им по три года пребывания в должности. Но, по мнению экс-председателя КС, бывшего представителя России в Страсбургском суде по правам человека Владимира Туманова, «добавленные три года погоды не сделают, а то, что снято возрастное ограничение, -- очень большой плюс законопроекта».
Между тем проблемы неравенства судей внутри самого КС президентские нововведения не решают: по-прежнему предлагается половину судей назначать пожизненно, а половину -- сроком на 15 лет. Сохранилось и неравенство между конституционными судьями и судьями общих судов. Последние назначаются пожизненно. А потому возникает вопрос -- в чем смысл продления «срока годности» конституционных судей именно до 15 лет?
В КС полагают, что истинных авторов президентского законопроекта нужно искать в Центре стратегических разработок Германа Грефа. Согласно разработкам грефовского центра, пятнадцатилетним сроком нужно ограничить деятельность всех судей. «Ограничение срока работы конституционного судьи не такая уж и редкость и в других странах, -- прокомментировал корреспонденту газеты «Время новостей» этот проект г-н Туманов. -- Ведь по закону раньше 40 лет конституционным судьей стать нельзя. А вот судьей суда общей юрисдикции можно стать уже в 25 лет, то есть в 40 лет они окажутся без работы. И потому введение пятнадцатилетнего срока было бы серьезным ударом по независимости судей, так как им придется думать о своем дальнейшем трудоустройстве».
Однако есть точка зрения прямо противоположная. Ректор Высшей школы экономики, один из идейных соратников г-на Грефа Ярослав Кузьминов заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что при нынешней квалификации судей отстаивать их несменяемость было бы ошибкой. По его уверению, официальной программы реформы судопроизводства пока не существует, хотя разговоры об этом ходят. Впрочем, и сам тон этих разговоров тоже может насторожить судей.
Светлана МИХАЙЛОВА