|
|
N°224, 05 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
SonicDuo догнал МТС
Пока по темпам роста количества абонентов
Столичный рынок сотовой связи стандарта GSM не устает преподносить сюрпризы. По предварительным данным, в ноябре абсолютный прирост абонентской базы «Мобильных Телесистем» (МТС) в Москве составил 15 тыс. человек, тогда как «Вымпелкому» (торговая марка «Би Лайн») удалось увеличить число своих клиентов на 143 тысячи. Начавший работу в третьей декаде ноября SonicDuo продемонстрировал аналогичные МТС темпы роста количества абонентов: новый оператор за десять дней работы смог привлечь 5 тыс. клиентов. Аналитики винят в неудачах МТС перегруженность сети и слухи о несправедливом списании денег со счетов абонентов.
Тем не менее, согласно данным UFG, московская сеть МТС остается самой массовой (1,99 млн абонентов на 1 декабря), но ее стремительно догоняет «Вымпелком» (1,645 млн на ту же дату). Пресс-службы обоих операторов-лидеров традиционно отказались комментировать предварительные цифры.
Аналитики полагают, что причиной столь значительного разрыва в росте клиентской базы двух лидеров является отток абонентов из МТС. Ари Крел из UFG считает, что виновата в этом перегруженность сети компании: «Людям надоело, что звонки не доходят». Впрочем, две недели назад президент МТС Михаил Смирнов назвал сотовую сеть компании в столице «одной из самых современных в Европе». Покрытие в Москве, по его словам, близко к оптимальному, и МТС не собирается значительно расширять парк базовых станций в пределах МКАД.
Другая проблема МТС, считает Надежда Голубева из «Атона», связана с системой биллинга компании (контроль за расходами абонентов). «До недавнего времени биллинг выдавал статистику двухдневной давности, -- говорит г-жа Голубева, -- и понять логику списания денег было непросто». Правда, месяц назад МТС полностью обновила систему биллинга, и теперь, по словам начальника службы расчетов компании Сергея Строганова, задержки при выставлении счета за разговор не превышают двух часов.
Перехват «Би Лайном» лидерства в борьбе за сердца абонентов Ари Крел объясняет маркетинговой активностью «Вымпелкома». Пресс-секретарь МТС Ева Прокофьева признала: «У нас был небольшой период затишья в маркетинговой политике -- она была стабильной на фоне бурной активности «Би Лайна». По ее словам, запущенные в начале ноября новые более дешевые тарифные планы МТС рассчитаны на массовый сегмент, чувствительный к любому снижению тарифов. «После введения новых планов абоненты активизировались», -- заявила г-жа Прокофьева. А пресс-секретарь «Би Лайна» Михаил Умаров уверен, что даже привлекательные тарифы сами по себе не являются гарантией успеха: «Сегодня важен маркетинг, качество связи и широкий набор услуг».
Впрочем, по словам Надежды Голубевой из «Атона», предварительным цифрам не стоит чрезмерно доверять. Так, в МТС «прощаются» с абонентами после двухмесячных неплатежей, а в «Би Лайне» клиенты с трубками «Би+» (а таких две трети) считаются «беженцами» после шести месяцев неплатежей. Таким образом, ноябрьские цифры могут просто отражать фиксацию МТС оттока части абонентов, пользующихся сотовой связью исключительно в теплое время года.
Роман ДОРОХОВ