В качестве главы правительства Италии Романо Проди все-таки встретится 14 марта в итальянском портовом городе Бари с президентом России Владимиром Путиным. 67-летний
Проди, которого вполне можно за политическую непотопляемость сравнить с ванькой-встанькой, снова на ногах. Его правительство «левого центра» выдержало голосование о доверии в обеих палатах парламента, хотя судьба кабинета в какие-то моменты висела на волоске. На таком же волоске, на каком сам Проди выиграл парламентские выборы в апреле 2006 года, опередив 70-летнего Сильвио Берлускони на 0,06% голосов. Сам Романо Проди назвал завершившийся кризис «оздоровительной процедурой» для кабинета и всей правящей коалиции: «Из некоторых недомоганий выходишь помолодевшим».
Кризис в Италии разразился 21 февраля. Тогда сенат, верхняя палата парламента, отверг большинством в два голоса доклад главы МИДа Массимо Д'Алемы о внешней политике. Проди сразу подал в отставку. Но президент республики 81-летний Джорджо Наполитано ее не принял и предоставил сенату и палате депутатов решать судьбу кабинета. В ходе поименного голосования в сенате премьер получил 162 «за» и 157 «против». В палате депутатов, где у правительства солидное большинство, на голосовании 2 марта все оказалось гораздо проще. Перевес Проди над оппозицией составил почти 100 голосов. После этого Проди объявил: «Хорошее преимущество в голосах, полезная дискуссия и, главное, усилившееся единство коалиции левого центра».
В стане правоцентристской оппозиции царили другие настроения. Ее лидер экс-премьер Сильвио Берлускони назвал Проди «беднягой», получившим доверие сомнительным большинством, которое при первой же трудности "вновь растает": «Я надеюсь, что уже завтра он потерпит поражение».
Этот прогноз имеет под собой основания. Члены правящей коалиции сплотились и проголосовали за доверие Проди под угрозой краха правительства левого центра. Но разногласия никуда не делись и могут выйти на поверхность в ближайшие недели.
Три проблемы по-прежнему угрожают стабильности правительства. Во-первых, это вопрос о так называемых «ДИКО». Этот неблагозвучный термин -- всего-навсего сокращение по первым буквам итальянских слов, обозначающих права и обязанности фактических союзов. Под такими союзами в Италии понимают те пары (одного или разных полов), которые сожительствуют, не заключив ни церковного, ни гражданского брака. Правительственный законопроект, расширяющий их права, будет обсуждаться в парламенте. Его поддерживают левые радикалы, но католические элементы в правящей коалиции не скрывают неприязни. Категорически против выступают консервативная оппозиция и католическая церковь. Папа Римский Бенедикт XVI и председатель Итальянской епископской конференции кардинал Камилло Руини однозначно осудили признание «фактических союзов». Проди предоставил парламентариям право проголосовать по этому вопросу по совести, и не исключено, что большинство распадется. Ведь умеренные партии в коалиции, такие, как «Союз демократов за Европу» министра юстиции Клементе Мастеллы и партия «Маргаритка» министра культуры Франческо Рутелли, намерены голосовать против.
Второй узел противоречий -- реформа избирательного закона. Нынешний был принят более года назад правительством Берлускони как раз для того, чтобы затруднить победу оппозиционных сил во главе с Проди. Закон базируется на пропорциональной системе со сложным хитросплетением поправок, делающих его крайне неэффективным. Проди стремится к тому, чтобы новый закон, созданный по немецкому образцу с пятипроцентным барьером, был принят значительным большинством, а не только голосами правительственной коалиции. Для этого нужно соглашение с оппозицией. Берлускони же кокетничает, не говоря ни «да», ни «нет».
Вызывает вопросы и присутствие итальянского военного контингента в Афганистане. США настаивают, чтобы итальянцы (1900 человек) активнее участвовали в боевых действиях, в том числе в намеченном на весну наступлении против талибов. Г-н Проди заявил в сенате, что Италия стремится выполнить обязательства перед союзниками, но считает, что задачи итальянских военнослужащих в Афганистане должны вписываться в рамки политического процесса и вести к достижению мира. Левые радикалы в правящей коалиции вообще настаивают на выводе контингента.
На фоне вышеперечисленных проблем в выступлениях Романо Проди в сенате и палате депутатов не прозвучало ни слова об отношениях Италии с Россией: просто потому, что они не считаются здесь кризисными. Ведь сам премьер еще в июне 2006 года назвал развитие отношений Италии и в целом Евросоюза с Россией «абсолютным приоритетом».