|
|
N°37, 02 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Памяти Алексея Комеча
На 71-м году жизни после тяжелой болезни скончался Алексей Комеч. Читатели нашей газеты знают Алексея Ильича по тем удивительно точно, веско сказанным словам интервью, которые он давал в защиту уничтожаемой на глазах властями разного ранга российской архитектуры. Алексей Ильич Комеч был подвижником, боровшимся за каждый особнячок, за каждый флигель или фасад, уцелевший в неблагосклонной к наследию России.
Архитектура была главным делом Алексея Ильича. Им написано и опубликовано более 80 научных трудов по истории, теории, сохранению и реставрации зодчества. Главной темой научных интересов А.И. Комеча была Древняя Русь, ее архитектурное наследие в перспективе взаимодействия с Византией. Стиль научных сочинений Алексея Ильича кому-то может показаться слишком строгим, педантичным. Как точно сказал коллега и друг ученого Глеб Поспелов, «в своих писаниях А.И. Комеч был застегнут на все пуговицы». Ответственность перед наукой -- превыше всего. Совершенное преображение случалось, когда Алексей Ильич устно рассказывал про памятники: и во время лекций, докладов, и во время частых путешествий по России и Италии, которую он обожал. Душа его расцветала, и слова становились объяснением в любви шедеврам человеческой мысли и духа. Эту отзывчивую любовь можно сегодня увидеть на фотографиях архитектурных шедевров, которые А.И. Комеч собирал в огромный архив.
В 1994 году Алексей Ильич стал директором Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ (ныне -- Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ). В рамках института А.И. Комеч курировал грандиозный и сегодня продолжающийся труд по изданию свода памятников архитектуры и монументального искусства Российской Федерации. Этот каталог неоценим в деле защиты той малой толики великого культурного наследия страны, что пощадило подлое (всегда подлое в России) время.
Последней большой идеей ученого было издание новой комплексной истории русского искусства. Алексей Ильич успел подготовить как руководитель первый том, посвященный архитектуре Киевской Руси. Символично, что исследователь ввел в текст очерк, посвященный мировосприятию византийского архитектора. История искусства как история души и духа -- вот что самое ценное в гуманитарной науке. Потому-то сравнительно недавно А.И. Комеч опубликовал текст о пути искусствоведа, в котором смиренно просил людей науки, самозабвенно увлеченных формальными изысканиями, не терять восхищения перед красотой.
Отдел культуры