Россия выказала желание принять у себя в 2012 году саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), однако
сегодня Владивосток, куда, по задумке российских властей, должны съехаться тысячи высокопоставленных гостей, абсолютно неприспособлен к такого рода мероприятиям.
Потребуется приложить без преувеличения гигантские усилия для превращения столицы Приморья в столицу саммита одной из крупнейших региональных организаций. Это стало понятно в ходе совещания, которое провел вчера премьер-министр Михаил Фрадков, остановившись во Владивостоке на пути
в Москву из Японии, где находился с официальным визитом.
Аэропорт мал, гостиниц нет, официальные мероприятия саммита проводить негде, дороги плохие, распределительные энергосети устарели и т.д. и т. п. "К сожалению, организационно-структурный потенциал Владивостока не соответствует ни одному из требований, предъявляемых к проведению такого масштабного мероприятия", -- буквально огорошил присутствующих заместитель министра экономического развития и торговли Виталий Савельев. (Он назначен ответсеком недавно созданной Владимиром Путиным госкомиссии по развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири. Возглавляет госкомиссию Михаил Фрадков.) Впрочем, правительство сдаваться на милость приморской действительности не намерено. "На политическом уровне принято очень важное решение, и его дискредитировать мы не имеем права", -- заявил г-н Фрадков журналистам после совещания.
Избежать дискредитации предполагается главным образом за счет бюджета. Еще 27 января президент Владимир
Путин, выступая во Владивостоке с инициативой проведения саммита АТЭС в России, обнародовал цену вопроса -- 100 млрд руб. Пока сумма не изменилась, хотя практика реализации масштабных проектов подобного рода свидетельствует, что первоначальные цифры в процессе реализации замысла кардинально вырастают.
Впрочем и на 100 млрд руб. есть где разгуляться. Судя по словам г-на Савельева, в случае выбора Владивостока столицей саммита АТЭС 2012 года город ждет масштабное строительство и модернизация инфраструктуры. Во-первых, будет реконструирован аэропорт Кневичи. Он сможет принимать и обслуживать до 50 широкофюзеляжных лайнеров одновременно. Стоимость работ оценивается в 9,2 млрд руб. Во-вторых, будут построены новые и приведены в порядок действующие автодороги, на что планируется направить 20 млрд руб. В-третьих, предполагается построить два моста, в том числе на расположенный примерно в двух километрах от береговой линии остров Русский. Мосты тянут в сумме примерно на 30 млрд руб. Кстати, именно на Русском, как считается, сегодня необходимо компактно построить объекты, без которых проведение саммита невозможно. Правда, для этого надо, чтобы остров освободили военные. "Переговоры с Минобороны прошли, оно готово передать 8 тыс. га для объектов саммита и развития города", -- сказал г-н Савельев.
Впрочем, не все согласны с предложением сделать центром саммита остров Русский. Скептики говорят, что возведение объектов на берегу сэкономит примерно 25--30 млрд руб. Кроме того, строительство моста на остров надо начинать уже сейчас, поскольку оно займет четыре-пять лет. В связи с этим предлагается сделать центром саммита сам Владивосток или территорию в пригороде по направлению к городу Артему.
Однако в любом случае должен быть построен конгресс-центр на 6--7 тыс. мест, пресс-центр для 3,5 тыс. журналистов, медицинский центр. А вот гостиницы, как считают в правительстве, должен строить частный бизнес. Всего нужно 5--7 гостиниц уровня 4--5 звезд на 500--1000 мест каждая, несколько отелей классом ниже, говорит Виталий Савельев. Дело за малым -- заинтересовать бизнесменов в инвестициях в гостиничный бизнес в Приморье. И это на сей момент проблема. Дело в том, что пока не определено, как использовать построенные объекты, в том числе гостиницы после саммита. Понятно, что пустыми они стоять не должны. "Как вариант предполагается создание туристско-рекреационной зоны или возможен вариант игорной зоны", -- говорит замминистра. То же самое относится и к аэропорту. Один из вариантов его использования после саммита -- создание крупного транзитного авиаузла, или хаба.
Отдельный вопрос -- контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на организацию и проведение саммита. Вопрос непраздный. Приморские чиновники, как и многие, другие не прочь "подзаработать" за счет государства. Буквально перед приездом во Владивосток Михаила Фрадкова местная
прокуратура предъявила обвинение мэру Владимиру Николаеву в нецелевом расходовании бюджетных средств. А Генеральная и вовсе заявила о масштабной операции по декриминализации Приморского края.
Михаил Фрадков пообещал, что контроль за деньгами будет жестким. Этим займется возглавляемая им госкомиссия, призванная следить за реализацией федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Восточной Сибири, в рамках которой и будет осуществляться подготовка Владивостока к саммиту АТЭС. Определиться с организацией контроля премьер намерен в ближайшие две недели.