Саммит лидеров Германии и Франции, обсуждавших в пятницу
планы реформирования авиастроительного концерна Airbus, все-таки не смог предупредить скандал. Не зря канцлер ФРГ Ангела Меркель заметила после разговора с Жаком Шираком, что окончательное решение остается за менеджментом концерна. Вчерашнее выступление его шефа, француза Луи Галуа, уже вызвало новую волну забастовок.
Скандальный план реформ под названием
Power 8 разработал
Луи Галуа. Он предполагал массовые сокращения, закрытие ряда заводов и перераспределение производственных площадок между странами, где есть предприятия концерна. Неделю назад совет директоров материнского концерна EADS отказался обсуждать этот план в надежде на то, что все трудные решения примут главы государств.
В минувший понедельник совет директоров EADS единогласно принял программу Power 8. Однако до вчерашнего дня ее подробности хранились в секрете, поскольку планы нужно было сначала утвердить в европейском совете трудового коллектива Airbus, а после этого также и в других органах, представляющих наемных работников. Лишь после этого Power 8 смогла считаться «вызревшей» для представления ее общественности.
Вчера вечером Луи Галуа на пресс-конференции в Тулузе объявил подробности утвержденного Power 8. Корпорация сократит 10 тыс. рабочих мест и закроет полностью или частично шесть заводов. Больше всего увольнения коснутся французских рабочих -- 4300. Еще 3200 рабочих мест будут сокращены в Германии, 1600 -- в Великобритании и 400 в Испании.
Судя по всему, возможности для маневра у Ангелы Меркель и Жака Ширака были сильно ограничены. И они сосредоточились на вопросах социальной защиты увольняемых, а также на распределении производств. Как заявил Луи Галуа, процесс увольнений займет четыре года, причем будут приняты во внимание пожелания сотрудников о досрочном уходе на пенсию. В рамках увольнений только в первом квартале компания выплатит сотрудникам 680 млн евро.
Если верить высказываниям официальных лиц, для проведения структурных реформ потребуется поистине филигранное мастерство. Так, министр транспорта Франции Доминик Пербен пообещал, что ни одна производственная площадка Airbus «не исчезнет». Это, правда, как оказалось, вовсе не исключает перспективу продажи ряда заводов, принадлежащих сейчас Airbus -- как, например, во французском Мельте, а также немецких Вареле и Норденхайме.
Согласно неофициальным сообщениям, окончательную сборку модели аэробуса дальнего радиуса действия A350 решено производить в Тулузе. Взамен этого немцам в Гамбурге будет предоставлена дополнительная возможность сборки до сих пор самой успешной модели -- А320. К 2013 году, когда на конвейер выйдет новое поколение этой модели, из Тулузы ее сборочные мощности будут переведены в Гамбург в полном объеме. Что же касается распределения между немцами и французами работ по изготовлению аэробуса-гиганта А380, то в этом вопросе пока все останется по-прежнему. Конечная сборка будет происходить в Тулузе, в Гамбурге будет производиться окончательный монтаж электрики, внутренней отделки, а также покраска самолетов.
Инженерный сектор, как предусмотрено в программе, должен в течение четырех лет повысить свою эффективность на 15%. Предусмотренное сокращение сроков разработки новых моделей самолетов с нынешних восьми до шести лет должно прибавить в кассу Airbus дополнительно 2 млрд евро. Таким образом, как ожидают авторы программы, в расчете до 2010 года это должно высвободить около 5 млрд евро. А это как раз и сможет хотя бы частично покрыть финансовую дыру в 6,3 млрд, которую пробил в бюджете проект А380 по сравнению с первоначальными планами. Помимо этого в качестве стратегической задачи выдвигается "освоение новых финансовых источников". Здесь в качестве объектов своего интереса реформаторы из Airbus называют «рынок и акционеров», а также, возможно, государства. От последних могут ожидаться кредиты на развитие предприятия.
Реакция сотрудников Airbus не заставила себя ждать. Уже вчера объявили забастовку рабочие трех заводов в Германии и одного во Франции.