Обрушение китайского экономического чуда уже привело к падению всех развивающихся и развитых фондовых рынков мира. И хотя аналитики считают, что последствия начавшейся на Востоке «эпидемии» еще до конца не определены, собеседники "Времени новостей" едины во мнении: плачевные результаты спекулятивного бума в Китае
вряд ли заставят глобальные фонды пересмотреть перспективы всех развивающихся рынков.
Это касается и России.
«Активы российских компаний оказались заложниками развивающихся рынков, -- констатирует главный стратег Альфа-банка Крис Уифер. -- Сейчас ситуация на российском фондовом рынке не зависит ни от цен на нефть, ни от внутренней вполне стабильной экономической ситуации. Настроениями инвесторов руководят лишь внешние факторы».
Паника на мировых рынках началась во вторник с обвала китайских бирж. Поводом послужила информация о том, что местные власти намерены «остудить» рынок, предприняв меры для снижения объема спекулятивных сделок. За прошедший год китайские фондовые индексы выросли вдвое. Бум IPO китайских госкомпаний, в том числе и банков, рост западных инвестиций после вступления страны в ВТО привели к всплеску интереса к фондовому рынку даже со стороны частных лиц, которые стали продавать недвижимость и брать кредиты для того, чтобы покупать акции. Один из наших собеседников даже обратил внимание на то, что китайцы по натуре вообще очень азартны, и биржа постепенно стала для некоторых заменой официально запрещенных уже многие десятилетия азартных игр.
Желание «остудить» рынок в управляемом режиме, не дожидаясь, пока «пузырь» лопнет сам, вполне логично. Однако подобные эксперименты, когда речь идет о рынке капитала, да еще таком, как китайский, чреваты непредсказуемыми последствиями. Обещание властей обуздать слишком бурный рост и ввести меры, ограничивающие возможность спекулятивных покупок, привело к бегству инвесторов из Китая. За день основные китайские индексы снизились на 8--9%, что стало самым сильным падением за последние десять лет.
Тем не менее китайские власти вчера делали вид, что ничего не происходит. Официальных комментариев не последовало. А официозная газета «Жэньминь жибао» все первую полосу отдала двум темам: председатель Ху Цзиньтао вручил премии по науке и технике, и он же встречал прибывшего с визитом президента Шри-Ланки.
Эффект домино распространился на все азиатские рынки, вслед за ними в серьезном минусе оказались и американские и европейские индексы. Индекс РТС вчера закрылся на отметке 1858,14, потеряв 2,46%. На торгах 27 февраля он достиг отметки 1906,08, снизившись на 2,52%. Таким образом, за два дня индекс упал на 4,98%. Индекс ММВБ закрылся на отметке 1655,25, потеряв 1,6%. На прошлых торгах закрылся на уровне 1682,12 пункта.
«У нас дешевеют бумаги по всем секторам -- инвесторы не придерживаются какой-то избирательной политики в отношении продажи определенных компаний», -- говорит финансовый советник ИК «Брокеркредитсервис» Евгений Тупикин. РАО «ЕЭС» потеряло вчера 3,85% (во вторник -- 4,75%), «Норильский никель» -- 0,06% (4,71%), «Сургутнефтегаз» -- 3,25% (4,43%), ЛУКОЙЛ -- 2,57% (2,97%). «Газпром» ушел в минус за два дня на 6,7%. Против рынка вчера торговались акции «Северстали» (+1,89%) и Сбербанка (+1,9%).
Среди развивающихся рынков Россия занимает по капитализации четвертое место после корейского, тайваньского и китайского. Кроме того, наша страна входит в группу BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай) -- вложения в экономику этих государств глобальные фонды рассматривают как отдельный тип инвестиций. Привязка российского рынка к китайскому в глазах инвесторов очевидна. Кроме того, экономики обеих стран сейчас переживают приток западных инвестиций, бум первичных размещений. Поэтому пересмотр отношения глобальных фондов к китайскому экономическому «чуду», несомненно, может повлечь и переоценку российской экономики. Правда, пока ситуацию в Китае аналитики рассматривают как коррекцию после его слишком быстрого и, может быть, не очень обоснованного роста.
«Ситуация в Китае, безусловно, повышает уровень риска в отношении всех развивающихся рынков, особенно к BRIC, -- отмечает главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. -- Однако говорить о пересмотре фундаментального анализа инвестиционных перспектив Китая и других стран говорить пока рано. Остается ожидать прояснения ситуации на азиатских рынках. Если обвал в Китае прекратится, то, я думаю, и другие рынки относительно быстро смогут восстановиться». «Коррекция в Китае была вызвана преимущественно внутрикитайскими факторами, и я рассматривал бы ее как локальную. Хотя есть много иностранных инвесторов, которые участвуют в китайском рынке», -- заявил вчера президент ММВБ Александр Потемкин.
Вчера китайские индексы частично отыграли падение, закрывшись ростом на 4--5%. Произошло это после того, как власти Китая (устами, впрочем, анонимного чиновника) опровергли слухи о введении налогообложения для частных инвесторов, играющих на фондовом рынке. «Все зависит от того, какое окончательное решение по регулированию фондового рынка примут власти Китая, -- говорит трейдер МДМ-банка Евгений Волков. -- Поскольку волна массовой продажи акций началась как раз с Китая, именно поведения азиатских рынков являются для нас сейчас приоритетными».
«Окончательного» решения ждать недолго: 5 марта начинается ежегодная сессия высшего органа законодательной власти Китая -- Всекитайского собрания народных представителей, в течение которой будут приняты законы по налогам и собственности.
Вчерашняя небольшая стабилизация китайского рынка благоприятно отразилась и на американских площадках, которые открылись вчера с небольшим повышением. «Финансовые рынки, похоже, работают нормально после падения практически по всему миру накануне», -- заявил вчера глава американской ФРС Бен Бернанке. К вечеру и на российских РТС, и ММВБ падение котировок замедлилось.
Российские аналитики склонны рассматривать случившийся обвал как закономерное явление, связанное прежде всего с излишней спекулятивной игрой в Китае. Собеседники газеты полагают, что подобного в России не случится, поскольку наш фондовый рынок не является столь переоцененным, как китайский. «В последнее время котировки акций российских компаний не росли очень быстрыми темпами, так что вряд ли стоит говорить о переоцененности рынка», -- полагает г-н Лисоволик. «Мы «падаем» в общем потоке примерно на 3--5% в день. Пока мы воспринимаем это как здоровую коррекцию», -- говорит главный трейдер ИК «Брокеркредитсервис» Денис Новиков.
При благоприятном стечении обстоятельств, а именно стабилизации китайского рынка, нынешнюю ситуацию можно рассматривать как хорошую возможность для инвесторов вновь вернуться на рынок, соглашается Ярослав Лисоволик. Схожего мнения придерживается и Крис Уифер из Альфа-банка: «Благодаря благоприятным внутренним факторам и ценам на нефть российская экономика первой восстановится после этого обвала».
Все фундаментальные предпосылки роста остаются в силе, говорит руководитель информационно-аналитического управления УК «Уралсиб» Александр Головцов: «Мировая экономика чувствует себя вполне удовлетворительно. Цены на нефть стабилизировались у отметки 60 долл. за баррель Brent, а объем свободной ликвидности в мире остается очень высоким: только в понедельник новые предложения о покупке компаний со стороны прямых стратегических инвесторов в США превысили 100 млрд долларов».
Впрочем, несмотря на довольно оптимистичные настроения аналитиков, большинство из них полагают, что начавшаяся коррекция может продлиться несколько недель. «На быстрое восстановление рынка вряд ли стоит рассчитывать, -- полагает г-н Уифер. -- Судя по этим признакам, коррекция не ограничится одним днем и даже одной неделей. Вряд ли она окажется столь же страшной, как в мае прошлого года, поскольку ей не предшествовал ни столь бурный рост котировок (50% за четыре месяца), ни гигантский приток капитала на рынок (в январе--апреле 2006 года глобальные фонды вложили порядка 10 млрд долл.). Поэтому мы склонны ожидать, что падение индекса РТС не превысит 15% от последнего пика, т.е. не уйдет ниже отметки 1675 пунктов».
В то же время стоит рассмотреть и пессимистичный сценарий развития ситуации. Если обвал на азиатских рынках окажется продолжительным, то инвесторы, в том числе и частные, продолжат выводить средства из акций, а глобальным фондам риски развивающихся рынков могут показаться слишком высокими. «В этом случае включатся механизмы защиты капитала, и деньги инвесторов уйдут в надежные облигации США и Европы», -- полагает г-н Новиков.