|
|
N°223, 04 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Есть такая профессия -- Францию защищать
В наряд -- только за дополнительные деньги
Они фотографировались вместе с премьер-министром и знали, что войдут в историю. Девять последних солдат, проходивших срочную службу в Матиньонском дворце в качестве официантов, поваров, фотографов... Теперь вместо них, отправленных на «гражданку», резиденцию главы правительства Франции будут обслуживать вольнонаемные. 27 июля решением президента Жака Ширака и премьер-министра Лионеля Жоспена принят декрет о досрочном претворении в жизнь закона 1997 года, согласно которому Пятая республика, как и большинство других западных стран, должна перейти от воинства рекрутов к армии профессионалов. Французские власти не стали ждать окончания срока службы солдат последнего летнего набора (в Пятой республике призывали «под знамена» на 12 месяцев) и распустили их по домам досрочно.
Наступившая неделя -- первая в истории «нежной Франции», когда ее рубежи охраняет не регулярная армия, с 1905 года в обязательном порядке набираемая из граждан, которые достигли 21 года, а исключительно профессионалы ратного ремесла. В адрес министерства обороны Пятой республики летит сегодня немало критических стрел. Особенно много их стало после того, как вслед за взрывами в Америке 11 сентября французские генералы и адмиралы затрубили тревогу, и выяснилось, что единственный в республике авианосец «Шарль де Голль» давно вышел из строя и застрял в ремонтных доках. Началось волнение и среди офицеров и унтер-офицеров -- тех, кто всегда составлял костяк французских вооруженных сил. Не говоря уже о жандармах и пожарниках...
Освобождая от рекрутчины десятки тысяч юношей (женщины во Франции тоже надевают униформу и погоны, но только на добровольной основе), власти рассчитывали заменить их профессионалами, набранными прежде всего из числа резервистов, и сервисными службами. Скажем, караул в казармах будут нести отныне не новобранцы, получившие «два наряда вне очереди», а работники специализированных охранных служб. То же с поварами, прачками, официантами в офицерских столовых, штабными водителями и т.д. Если раньше все эти функции выполняли военнослужащие, которых отрывали от выполнения их ратных обязанностей, то отныне весь сервис в казармах и воинских частях возлагается на профессионалов. Во сколько это обойдется национальному бюджету? И еще: двойные нагрузки автоматически ложатся на тех профессионалов, которые служат уже сейчас и вынуждены нести на себе все трудности переходного периода. Будут ли они вознаграждены должным образом за их самоотверженность и старания?
Надо отдать должное министру обороны Алену Ришару. Проинформированный о недовольстве военных и напуганный манифестациями и забастовками коллег-полицейских (если полиция во Франции находится в ведении министерства внутренних дел, то жандармерия подчиняется министерству обороны), министр-социалист объявил о выделении дополнительных средств в военную копилку: в качестве компенсации за выходные дни, которых военные-профессионалы лишатся в 2002 году, им перечислят 200 млн евро. Плюс еще 1275 евро в год выплатят каждому жандарму, республиканскому гвардейцу или военному медику в счет тех же самых выходных дней. Специальная поправка сената к бюджету будущего года направит около 120 млн евро добавочных кредитов на реформу армии.
Знаменательно: ни одна партия, ни одна общественная организация не высказалась против таких весомых трат. Каждый гражданин понимает: трудно совместить по-настоящему демократическое общество с рекрутчиной, с использованием неподготовленных и мало обученных юнцов в качестве потенциального пушечного мяса. Как говорил премьер-министр Лионель Жоспен, выступая за профессионализацию французской армии: «Наша цель -- воспитать гражданские ценности у молодого поколения и придать особую значимость службе в армейском резерве». Насчет патриотического воспитания все ясно и просто: молодых людей теперь собирают в военкоматах на один день в году, который так и называется «днем призыва и подготовки к обороне». Добровольцы, как юноши, так и девушки, могут отслужить в резервных частях 15 дней в году во время школьных или студенческих каникул. Гораздо сложнее реализовать другое: найти необходимое число желающих встать «под знамена». Именно поэтому минобороны разворачивает программу по привлечению в армию резервистов. По его планам, к 2007 году во французской армии должно быть 80 тысяч прекрасно подготовленных мужчин и женщин, а к 2015 году их станет 100 тысяч. Достаточно ли этого для создания армии профессионалов? Или основной расчет придется на наемников несколько иного рода -- на «Иностранный легион»?
На общенациональном референдуме граждане Швейцарии подавляющим большинством отвергли предложение о роспуске армии, сообщает ВВС. Инициаторы плебисцита, группа «Швейцария без армии», считают, что стране, которая еще в 1515 году провозгласила нейтралитет, армия не нужна, а ее роспуск освободит ресурсы и рабочую силу для развития гражданских предприятий. Однако с ними согласился лишь 21% участников референдума. 71% разделяет точку зрения правительства, которое уверено, что без армии Швейцария вынуждена будет в случае войны положиться на другие государства. Для страны, которая не входит ни в ООН, ни в ЕС, ни в военные альянсы, это, по мнению властей, недопустимо. Хотя Швейцария нейтральна уже почти 500 лет, число военных на душу населения в ней больше, чем во многих других странах. На содержание войска в 360 тыс. человек идет почти пятая часть бюджета -- 5,5 млрд долл. в год.
Кирилл ПРИВАЛОВ, Париж