Перед отъездом из России глава делегации Исламского движения сопротивления (ХАМАС) Халед МАШАЛЬ дал интервью обозревателю «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ.-- Во время первого приезда в Москву в марте 2006 года вы мне сказали, что Россия, пригласив ХАМАС, не будет разочарована. Но за год в позиции вашего движения мало что изменилось, и россиян уже критикуют: мол, контакты с вами не приносят результатов. Как бы не разочароваться...-- Россия не была разочарована тогда и не будет сейчас. Иначе бы нас не пригласили. Дело же не в том, чтобы выполнять условия США и Израиля. Есть и другие критерии. Например, стремление развивать двусторонние отношения между россиянами и палестинцами. Наше движение сильно и популярно, мы законно пришли к власти, уверенно победив на парламентских выборах в январе 2006 года. За год наше правительство пытались свалить путем финансовой блокады со стороны Запада. Но мы выстояли. Разве это не свидетельство нашей силы? Будущее за нами. Если кто хочет строить отношения с Палестиной, неизбежно должен иметь дело с нами.
Одновременно мы стремимся к объединению всех палестинских движений на основе общенациональной программы. Это доказывают договоренности, достигнутые в Мекке. (8 февраля в Саудовской Аравии конфликтующие палестинские движения ФАТХ и ХАМАС договорились о примирении и формировании правительства национального единства. --
Ред.)
-- Но Россия, как и другие посредники, потребовала от вас признания всех прежних палестинских договоренностей с израильтянами. Москва также требует освобождения израильского капрала Гилада Шалита, захваченного на границе с Палестинской автономией летом 2006 года. Вы не удовлетворили ни одного из этих требований.-- Политика и международные отношения не строятся на основе требований и пожеланий. Главное -- это диалог и взаимопонимание, интересы. Но все-таки еще раз обращу внимание, что в Мекке мы достигли важных договоренностей, и это отразится на израильско-палестинском противостоянии. Россия высоко оценила эти договоренности.
Что касается Гилада Шалита, то мы объяснили нашим российским братьям, что проблема не в нашей позиции, а в израильской. Во-первых, почему капрал был захвачен палестинцами? Потому что не решена палестинская проблема, израильтяне не освободили наши земли, в израильских тюрьмах находятся палестинские заключенные, численность которых увеличилась до 11 тыс., среди них 120 женщин. Во-вторых, есть предложения по обмену капрала на наших людей, в чем активно посредничают египтяне. Но израильтяне не идут навстречу. Мы сами заинтересованы отпустить Шалита как можно скорее.
-- Сколько людей вы требуете в обмен на капрала?-- Израильского солдата ждет его семья, но и палестинские семьи ждут своих родственников. Мы требуем освобождения одной тысячи заключенных, не считая женщин и детей.
-- Вам известно, где находится капрал?-- А вы как думаете? Впрочем, мы, политическое руководство ХАМАС, не вмешиваемся в дела нашего военного крыла.
-- Но он хотя бы жив?- Да, капрал Гилад Шалит жив. С ним обращаются хорошо, чего не скажешь о палестинских заключенных в израильских тюрьмах.
-- Говорят, что Саудовская Аравия, добиваясь заключения договоренностей в Мекке, предоставила палестинцам крупную сумму. Так ли это?-- Наши позиции не покупаются. Если мы о чем-то договариваемся, то это диктуется нашими принципами. Да и Саудовская Аравия -- уважаемое государство, которое не действует такими методами. Помощь от саудовцев поступает нам в официальном порядке. Все члены Лиги арабских государств обязались предоставлять нам 55 млн долл. ежемесячно, и Саудовская Аравия -- в числе основных доноров. Кроме того, есть еще помощь от саудовских благотворительных организаций. И мы, конечно, благодарны и за ту помощь, которая поступила от России. (В 2006 году Москва предоставила палестинцам 10 млн долл. на нужды здравоохранения и образования. --
Ред.)