Россия попросила Японию увеличить инвестиции, а Япония Россию -- уменьшить коррупцию
Весь вчерашний, завершающий день
официального визита в Японию премьер Михаил Фрадков занимался, по сути, одним главным делом -- настоятельно советовал японским бизнесменам
инвестировать в Россию.
Причем тактика уговоров, судя по всему, была единственно верной, учитывая то, как японцы привыкли вести бизнес. По свидетельству российских чиновников, для них характерна такая тщательность и щепетильность при проработке проектов, в том числе связанных с проникновением на рынки других стран, что многие "агрессивные" бизнесмены вполне могли бы назвать такое поведение заторможенным и даже неприемлемым в условиях ведения дел в ХХI веке.
Такой бизнес-менталитет сказывается и на решениях, связанных с Россией. Г-н Фрадков, как оказалось, был в курсе. "Компании других стран ведут себя более активно на российском рынке. Очень хотелось бы, чтобы японские компании заняли еще более активную позицию", -- заявил г-н Фрадков, выступая на 2-м российско-японском инвестиционном форуме. При этом премьер, что называется, задел за живое, предупредив японцев о возможных потерях прибыли в случае опоздания на российский рынок, конкуренция на котором все более усиливается. "В сегодняшних условиях плюсы работы на российском рынке намного превосходят все минусы. Риски работы в России все еще довольно высоки, но прибыли, которые можно получить при правильной постановке дела, намного превосходят эти риски", -- уговаривал японских инвесторов Михаил Фрадков.
Нельзя сказать, что инвестиций из Японии в России днем с огнем не сыскать. Япония входит в десятку стран, которые сделали в Россию наибольшие капиталовложения. Как сообщил заместитель министра экономического развития и торговли Виталий Савельев, накопленный объем японских инвестиций в российскую экономику составляет 2,5 млрд долл. Причем, по его словам, с сентября 2005 года зафиксирован их пятикратный рост. Однако, на взгляд российской стороны, возможности японцев куда больше.
Россия сегодня заинтересована в японских инвестициях в сферы, развитие которых позволило бы дифференцировать российскую экономику, явно перекошенную в сторону сырьевых отраслей. Причем дифференциация, по словам премьера, должна быть основана на использовании новейших технологий, а экономика в целом переведена "на рельсы инновационного развития". "Этот интерес должен быть учтен при корректировке торгово-экономических и инвестиционных отношений России и Японии", -- отметил глава правительства.
Впрочем, российскому ТЭК японские инвестиции также явно не помешают. По словам одного из членов российской делегации, на закрытой для журналистов части делового завтрака с участием японских бизнесменов Михаил Фрадков призвал их финансово поучаствовать в строительстве нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану, в котором японская сторона чрезвычайно заинтересована. А заодно и в возведении нефтеперерабатывающих производств на тихоокеанском конце трубы. "Сырая нефть -- это очень важно, и мы заинтересованы в поставках, но это не самое сложное. Нас интересует переработка. И чем глубже, тем лучше", -- процитировал г-на Фрадкова представитель российской делегации.
Японцы говорят, что не прочь инвестировать в России. Из примеров, которые на слуху, -- строительство в России автозаводов концерном "Тойота" (предполагается, что первая машина сойдет с конвейера уже в декабре этого года) и "Ниссан". Однако инвестиционный процесс мог бы быть более активным, если бы в России улучшился инвестиционный климат. От имени японских бизнесменов соответствующие пожелания высказал председатель японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству Кунио Андзай. По его словам, необходимо сделать более понятными российские официальные документы, упростить визовый режим и таможенные процедуры, принять жесткие меры против бюрократии и коррупции, унифицировать финансовые и юридические процедуры. "Если бы вы смогли улучшить ситуацию в этих сферах, экономическое сотрудничество могло бы быть гораздо более продуктивным, чем сейчас", -- пояснил г-н Андзай г-ну Фрадкову.
Российский премьер отреагировал позже, уже на краткой пресс-конференции после переговоров с японским коллегой Синдзо Абэ. Отвечая на один из вопросов, г-н Фрадков отметил, что проблема излишней бюрократизации, коррупции решается . "Главное, чтобы эта проблема не стала барьером для совместных действий, для реализации наших идей", -- загадочно заявил премьер, хотя японская сторона четко дала понять, что именно эта проблема барьером и является.
Между тем, несмотря на все эти трудности, в Россию приходит еще один известный японский автопроизводитель -- "Исудзу", чьей специализацией являются грузовые машины. В ходе нынешнего визита подписан протокол о создании СП между "Северсталь-авто" и "Исудзу" по производству полной линейки коммерческих автомобилей японской компании. Контрольный пакет акций будет находиться у российской компании. Сборку предполагается начать уже в 2008 году. Как сообщил журналистам глава "Северсталь-авто" Вадим Швецов, объем производства -- 25 тыс. грузовиков в год. Министра промышленности и энергетики Виктора Христенко чрезвычайно обрадовал тот факт, что "Исудзу" поделится своими технологиями в дизельном двигателестроении, в котором компания является одним из мировых лидеров.
В беседе с журналистами г-н Христенко прокомментировал, быть может,
самый щепетильный сегодня вопрос в экономических отношениях -- о намерении "Газпрома" получить контрольный пакет акций проекта "Сахалин-2", в котором пока еще участвуют две японские компании. По его словам, в Японии "настроение на поддержку проекта сохраняется", а японские коллеги рассматривают приход "Газпрома" как фактор, "который придает проекту стабильность". Виктор Христенко сообщил, что уже в марте "все формальные вопросы должны быть окончательно закрыты". Отвечая на вопрос, каким образом "Газпром" намерен получить контрольный пакет проекта, министр сказал: "Речь идет о живых деньгах".
Визит ознаменовался и важным событием культурной жизни. Отныне и японцы могут воочию оценить талант самого востребованного в последние годы в России, особенно в Москве, скульптора-монументалиста Зураба Церетели. Вчера в Токио был открыт памятник бывшему премьеру Японии Ичиро Хатояме (он руководил страной в 50-е годы прошлого века) работы известного мастера. Причем в обычный человеческий рост.