|
|
N°223, 04 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорога на Север
Проект строительства новой железнодорожной ветки на Ямале, которая должна связать Большую землю с богатейшими запасами ископаемых Обской губы, стал предметом недавних переговоров в Екатеринбурге и.о. министра путей сообщения Александра Мишарина с заместителем полпреда президента в Уральском федеральном округе Виктором Басаргиным. Как сообщил вчера г-н Басаргин, стороны пришли к единому мнению: дорогу строить надо. Для этого необходимо создать консорциум с участием МПС, администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, «Газпрома», ЛУКОЙЛа и ряда других компаний.
Речь идет о двух участках дороги. Первый пройдет по маршруту Ямбург--Новый Уренгой--Карачаево--Надым--Салехард--Лабытнанги. Второй должен связать Новый Уренгой и Дудинку. Несмотря на всю дороговизну проекта (по словам Виктора Басаргина, пока даже трудно назвать его конкретную стоимость), экономический эффект от него ожидается колоссальный. Первый маршрут должен проложить рельсы к газовым месторождениям Обской губы. Маршрут на Дудинку будет способствовать бесперебойной доставке на уральские и сибирские заводы норильского никеля и других природных богатств Заполярья.
Планы связать северные города ЯНАО единой железнодорожной магистралью зародились еще в советское время. Поэтому местами дорога уже существует, но она относится к категории временных, т.е. не рассчитана на перевозки в больших объемах. А, например, на участке между Надымом и Салехардом дорога была, но теперь она разобрана. Словом, по сути, речь идет не о восстановлении магистрали, а о строительстве новой дороги в тяжелых условиях Севера.
«Десять лет этот важнейший для страны проект бродил по министерствам и ведомствам, и только сейчас появилась возможность его реализовать», -- заявил Виктор Басаргин на встрече с руководством МПС. Однако железнодорожники, хотя и не отказываются от участия в консорциуме, слишком большие затраты брать на себя не собираются.
Железнодорожников уговаривают не только чиновники, но и те, кто непосредственно заинтересован в осуществлении проекта. «Я понимаю так: есть предмет перевозки -- нужно подводить железную дорогу, соединять северную и Свердловскую железные дороги, прокладывать путь на Урал, -- заявил в Екатеринбурге генеральный директор входящего в «СУАЛ-холдинг» Уральского алюминиевого завода Борис Смоляницкий. -- Это не только бокситы, это и воркутинские угли, и выход к Белому морю, это лес и марганцевые руды Коми. Надо сброситься всем вместе под эгидой МПС, создать временное АО под строительство этого участка. Те компании, которые заинтересованы, профинансируют, одному это дело невозможно поднять».
По неофициальной информации, представители президентского полпредства уже получили предварительное согласие на участие в проекте от ЛУКОЙЛа и от других компаний, работающих на Урале и Крайнем Севере.
Виктор БЕЛИМОВ, Екатеринбург