|
|
N°35, 28 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Изгнание Большого Яна
Ульрих вынужден завершить карьеру гонщика
Немецкий велосипедист Ян Ульрих, победитель самой престижной многодневной велогонки в мире «Тур де Франс» 1997 года, пять раз занимавший на «Большой петле» второе место (трижды -- вслед за еще более легендарным американцем Лэнсом Армстронгом), объявил о завершении карьеры.
Уход Ульриха из большого спорта, а о нем он объявил на специально созванной пресс-конференции в Гамбурге, решение вынужденное. Когда летом прошлого года испанская полиция начала получившее громкое название «Операция Пуэрто» расследование по делу доктора Фуэнтеса, подозреваемого в том, что его лаборатория снабжала разнообразными видами допинга ведущих велосипедистов мира, судьба Ульриха уже была предопределена. Его имя почти впрямую фигурировало в изъятых рабочих записях Фуэнтеса. Если уж пострадал победитель второй по значимости многодневки «Джиро Д'Италия»-2006 Иван Бассо, по версии полиции зашифрованный в гроссбухах Фуэнтеса под кличкой своей собаки, то что говорить об Ульрихе?
На протяжении многих лет Ян был безоговорочным лидером своей команды «Т-Мобайл» (ранее называлась «Дойче Телеком»), однако преданность розовым цветам не сыграла никакой роли в возможном спасении репутации Ульриха. Согласно Этическому кодексу, подписанному по инициативе Международного союза велосипедистов элитными профессиональными командами, выступающими в гонках серии «Про Тур», в случае малейшего подозрения спортсмена в употреблении допинга он не допускается к стартам. Доказательства вины не важны, имеет значение лишь сам факт подозрения, даже если имя твоего домашнего попугая или морской свинки как-то совпадает с карандашными пометками персонажей типа доктора Фуэнтеса. «Т-Мобайл» расторгла контракт с Ульрихом. Действительно, зачем платить деньги гонщику, который на серьезном уровне не может стартовать?
На пресс-конференции в Гамбурге Ян старался обходить эту тему, в очередной раз повторив фразу «Я ни в чем не виноват и никого не обманывал». Основной мотив выступления Ульриха был таков: «В последнее время я много думал о жизни, о своей спортивной карьере и пришел к выводу, что настало время для чего-то нового. Я добился больших успехов в велоспорте, и пора сделать следующий шаг, но уже в несколько другом направлении». Великий немец переходит на работу консультантом в скромную австрийскую команду Team Volksbank, не имеющую лицензии «Про Тура» и выступающую, как и итальянско-российский Tinkoff Credit Systems, во втором профессиональном дивизионе. Причем непосредственно к спорту на новом месте работы Ульрих не будет иметь никакого отношения -- в его обязанности входят маркетинг и связи с общественностью. Поскольку расследование испанской полиции еще продолжается, дорога на должность спортивного директора, менеджера или хотя бы его ассистента немцу заказана.
Проживающий в Швейцарии Ульрих последние годы оформлял профессиональную лицензию именно в этой стране. В выдаче новой ему отказали. «Швейцарскую велофедерацию не интересовали никакие мои аргументы, со мной никто не беседовал, никого не волновало мое мнение, -- печально констатировал Ульрих. -- В этой стране против меня не было выдвинуто никаких обвинений, и, значит, я имел право на получение лицензии».
Категорически не согласен Большой Ян и с теми, кто считает, что гонщик повредил имиджу германского спорта: «Лет десять назад велошоссе в нашей стране не имело такой популярности, как сейчас. Была только одна команда, сейчас в «Про Туре» заявлено три коллектива. Гонка «Тур Германии» имеет колоссальную популярность, у гонщиков миллионы болельщиков. Мы стали ведущей нацией в этом виде спорта. И разве я не помог в этом?».
Ульрих поблагодарил своих преданных болельщиков и в конце пресс-конференции заявил, что еще мог бы получить лицензию (не обязательно в Швейцарии) и имеет предложения от нескольких команд. «Я по-прежнему нахожусь в хорошей физической форме, я полностью здоров, как и год назад, но решение уже принято», -- отметил Ульрих. Хотя справедливости ради надо заметить, что на данном этапе расследования по допинговому делу немцу никто не позволил бы выйти на старт гонки «Про Тура» и уделом живой легенды было бы выступление в соревнованиях уровнем значительно ниже.
С Ульрихом из велоспорта уходит целая эпоха. Десять лет этот вид спорта держался на соперничестве немца с Лэнсом Армстронгом в «Тур де Франс». Они были почти неразлучны и на равнине, и на горных перевалах, неизменно контролируя друг друга в пелотоне. Противостояние американца и германского велосипедиста всегда носило характер честной борьбы fair play. Например, когда в 2003-м в горах из-за одного бестолкового болельщика Армстронг внезапно упал, Ульрих не ушел в отрыв, а благородно дождался соперника, и они продолжали путь вместе. Лэнс тот этап выиграл, но Ян это воспринял совершенно нормально.
Безвременье и неразбериха в мировом велошоссе продолжаются. В июле стартует новый «Тур де Франс», а имя победителя предыдущей гонки пока официально не объявлено. Лучший по итогам генеральной классификации американец Флойд Лэндис продолжает отстаивать свою невиновность и отрицает употребление запрещенных препаратов, объясняя зафиксированный у него повышенный уровень содержания тестостерона естественными особенностями организма. Испанец Оскар Перейра Сио, занявший второе место, несколько раз уже заявил, что если перед «Большой петлей»-2007 его не объявят победителем прошлогодней гонки, то на старт он выходить не собирается.
11 марта восьмидневной традиционной гонкой «Париж -- Тур» стартует уже третья по счету серия «Про Тура». Чего ждать от нового сезона, какие еще разоблачения или подозрения последуют, никто предсказать не может. В самом пелотоне и у организаторов трех крупнейших гонок «Тур де Франс», «Джиро Д'Италия» и «Вуэльта» постоянно растет недовольство политикой Международного союза велосипедистов. Наверное, Ульрих потому и завершил карьеру, что все эти дрязги лучше наблюдать со стороны, чем смотреть на них изнутри?
Владимир ИЛЬИН