Вчера Михаил Фрадков короткой аудиенцией у императора Акихито и императрицы Митико начал официальный визит в Японию. Российскому премьеру, а также его японскому коллеге Синдзо Абэ предстоит вновь доказать (основные переговоры намечены на сегодня), что отсутствие мирного договора между двумя странами, так и не заключенного после второй мировой войны, а также территориальный спор вокруг четырех островов Курильской гряды не могут принципиально повлиять на динамику российско-японских торгово-экономических отношений.
По крайней мере, г-н Фрадков после первых встреч в Токио -- помимо императорской четы с председателем палаты представителей японского парламента Йохэем Коно при участии экс-премьера страны Йосиро Мори -- демонстрировал именно такой настрой. "Этот вопрос (территориальный. --
Ред.) беспокоит наших коллег. Я высказал известные соображения, что этот вопрос решается не торопясь, по мере перехода наших отношений в новое качество, формирования большего доверия, развития сотрудничества, в первую очередь, в экономической сфере",-- заявил премьер журналистам по итогам первого дня переговоров. Территориальный вопрос "не может быть камнем преткновения" в российско-японских торгово-экономических отношениях, полагает российский премьер.
Более чем серьезные намерения России развивать отношения со Страной восходящего солнца, оставляя до поры до времени территориальные споры "за скобками", доказывает хотя бы состав российской делегации. Он, как выразился один из ее участников, "беспрецедентно представительный". Помимо руководителей ряда министерств и других органов федеральной исполнительной власти (Минпромэнерго -- Виктор Христенко, Мининформсвязи -- Леонид Рейман, Минтранса -- Игорь Левитин, «Росатома» -- Сергей Кириенко, Федеральной таможенной службы -- Андрей Бельянинов), губернаторов, преимущественно Дальневосточного региона (Камчатской области -- Михаил Машковцев, Приморского края -- Сергей Дарькин, Сахалинской области -- Иван Малахов), в японской столице высадился десант бизнесменов во главе с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным. Сегодня им предстоит обсудить свои проблемы на российско-японском инвестиционном форуме.
Возможностей для реализации совместных проектов хоть отбавляй. Среди сфер, которые выделил Михаил Фрадков, топливно-энергетический комплекс, лесопереработка, рыболовство, высокие технологии. Казалось бы, чем может удивить Россия на нынешнем этапе развития Японию -- одну из наиболее развитых стран мира в сфере hi-tech. Удивить, похоже, нет, но заинтересовать кое-чем может. "Удивлять кого-то мы задачу не ставим. Главное -- объединить свои возможности и возможности партнеров. И в этом смысле мы можем рассчитывать на свой потенциал в энергетике, в атомной промышленности, переработке и обогащении ядерного топлива, в области космоса, связи. У японских партнеров есть потребность использовать российские технологии в этих сферах",-- сказал Михаил Фрадков.
В свою очередь в России, продолжил он, есть заинтересованность в японских инвестициях, в частности в области связи, в космической сфере, а также в приходе в страну японских автопроизводителей.
Россию в отношениях со многими странами давно не удовлетворяет структура торговли, иными словами, огромная доля сырья в общем объеме российского экспорта. Япония не исключение. Именно поэтому в правительстве делают ставку на взаимодействие в сфере высоких технологий, в частности на возможную кооперацию в доведении российских инновационных идей до рыночного продукта и его продвижение на рынки третьих стран.
Как заявил "Времени новостей" источник в российской делегации, только двигаясь по пути диверсификации торгово-экономических отношений можно будет избежать ситуации, при которой введение в эксплуатацию строящегося ныне нефтепровода до Тихого океана увеличит долю сырья в российском экспорте в Японию до совсем уж неприличных величин.
Отдельная тема --
сотрудничество в рамках проекта "Сахалин-2", контроль над которым намерен получить "Газпром". Предполагается, что этот вопрос будет обсуждаться в ходе запланированных на сегодня переговоров. Речь идет о завершении сделки по приобретению "Газпромом" 50% плюс одна акция проекта "Сахалин-2", говорит г-н Фрадков.
Россия намерена привлечь японцев к развитию российского Дальнего Востока и Восточной Сибири, готова предложить им совместно реализовать ряд крупных проектов. Об одном из них рассказал журналистам министр транспорта Игорь Левитин. По его словам, Россия хочет построить тоннель с материка на остров Сахалин и привлечь к строительству японские компании. Паромная переправа устаревает и уже не отвечает задачам развития Дальневосточного региона.
Как говорит министр, хотелось бы соорудить двухуровневый тоннель, по первому уровню которого двигались бы поезда, а по второму -- автомобили. Правда, японцы, судя по словам министра, не горят желанием участвовать в проекте стоимостью 90 млрд долл. даже на условиях государственно-частного партнерства. Им больше по душе другой тоннель -- остров Хоккайдо -- Сахалин.
Понятно, что проект строительства тоннеля если и будет реализован, то точно не скоро. Между тем в планах российского и японского бизнеса есть менее амбициозные, но не менее значимые проекты, которые могут воплотиться в реальность в самом ближайшем будущем. По словам г-на Фрадкова, в рамках визита предполагается подписание ряда соответствующих коммерческих соглашений, связанных с японскими инвестициями на территории России. Конкретными фактами, правда, премьер журналистов не побаловал. Впрочем, факты могут появиться как раз сегодня -- после полноценных межправительственных переговоров.