Бывший премьер-министр
Михаил Касьянов, возглавляющий сейчас
«Российский народно-демократический союз», вчера утром посетил Генпрокуратуру. Он был вызван туда для допроса в качестве свидетеля по недавно «реанимированному» делу десятилетней давности о хищении 231 млн долл., выделенных в свое время МАПО
«МиГ» для производства истребителей для поставки в Индию.
Главным подозреваемым по этому расследованию теперь считается бывший замминистра финансов и владелец «Северной нефти», а ныне член Совета Федерации
Андрей Вавилов, которого Генпрокуратура сейчас пытается лишить сенаторского кресла. К истории хищения денег г-н Касьянов, насколько известно, прямого отношения не имел, но спустя несколько лет он, занимая пост первого замминистра финансов, подписал с МАПО «МиГ» договор, по которому предприятие признало украденные миллионы своим долгом перед бюджетом. По неофициальной информации, именно по этому поводу следователи и хотели пообщаться с г-ном Касьяновым. Учитывая нынешнюю решимость Генпрокуратуры довести это дело до логического завершения, многие наблюдатели полагали, что этот допрос может обернуться для «свидетеля Касьянова» неприятными процессуальными последствиями. Однако в здании прокуратуры бывший премьер задержался ненадолго и вышел на улицу с улыбкой на лице в прежнем статусе свидетеля.
Михаил Касьянов явился на допрос в здание управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры в Техническом переулке около 11 часов утра, и там его уже ждала группа журналистов, которые гадали, чем же все это мероприятие закончится. Однако все обошлось без неожиданностей.
Уже через 40 минут бывший премьер вышел из дверей широко улыбаясь и сообщил лишь, что был допрошен в качестве свидетеля по так называемому делу Вавилова. «Неудобных вопросов для меня не бывает, на все вопросы я с удовольствием или без удовольствия отвечаю, -- отметил г-н Касьянов. -- Все будет хорошо, все просто, все нормально. Несмотря ни на что, жизнь и политическая работа продолжаются». О чем именно его спрашивали следователи, г-н Касьянов говорить не стал, хотя это и так уже было понятно.
Дело о хищении средств МАПО «МиГ» началось в конце 90-х годов, когда выяснилось, что 231 млн долл., выделенных правительством предприятию на постройку истребителей по «индийскому контракту», бесследно исчезли. Генпрокуратура тогда пришла к выводу, что деньги были похищены преступной группой, в которую входили руководители ряда банков, а также финансовый и коммерческий директора МАПО -- Максим Ткачев и Александр Безруков. Также по делу допрашивался и Андрей Вавилов, который, занимая пост замминистра финансов, по данным следствия, имел непосредственное отношение к сделкам с деньгами МАПО. Как установило следствие, выделенные правительством деньги были зачем-то вложены в облигации внутреннего валютного займа, которые после ряда сделок были реализованы, а выручка переведена за рубеж. Таким образом, следствие полагало, что 231 млн долл. был похищен. Но в 1999 году г-н Касьянов, заняв пост первого замминистра финансов, подписал с МАПО соглашение, по которому предприятие признало за собой долг на указанную сумму и обязалось выплатить его до 2006 года. В результате возникла юридическая коллизия -- за пропажу денег должно было расплачиваться предприятие, а не похитители, из-за чего позже уголовное дело вообще было прекращено, а все обвиняемые отпущены.
Однако прошлой осенью Юрий Чайка, сменивший на посту генпрокурора Владимира Устинова, разбирая полученное «наследство», пришел к выводу, что
дело о хищении денег МАПО было закрыто неправильно, и расследование возобновилось вновь. Первым делом накануне новогодних каникул Генпрокуратура обратилась в Верховный суд (ВС) с представлением признать в действиях Андрея Вавилова, который стал членом Совета Федерации и, соответственно, обладает иммунитетом, признаки преступления, предусмотренного статьями 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Неделю назад ВС дал прокуратуре согласие, и генпрокурор Юрий Чайка направил в Совет Федерации представление уже о лишении г-на Вавилова статуса сенатора. Поскольку дело теперь сдвинулось с мертвой точки, следователи, очевидно, решили выяснить вопрос о роли г-на Касьянова в истории с прекращением расследования.
По неофициальной информации, вызов г-на Касьянова в Генпрокуратуру связан с появившимися в деле показаниями одного из бывших руководителей МАПО, который будто бы рассказал, что предприятие вынудили подписать долговое соглашение с Минфином под угрозой банкротства.