|
|
N°223, 04 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цифры на вывоз
У российских программистов есть шанс выйти на американские заказы
Россия может занять достойное место на рынке офшорного программирования (для иностранных заказчиков). Сегодня здесь правят бал Индия, Израиль, Ирландия и Австралия. Россияне добьются успеха, если найдут свою нишу и предложат хорошее качество за разумные деньги. Об этом говорили вчера представители крупнейших IT-компаний на международном симпозиуме «Российские информационные технологии: потенциал экспорта».
Продажи компьютерных программ давно уже стали серьезным бизнесом. По данным руководителя восточноевропейского отдела Microsoft Research Игоря Агамирзяна, в прошлом году объем продаж программного обеспечения в мире составил 150 млрд долл. -- это меньше, чем оборот на рынке нефти (700 млрд долл.), но больше всего рынка вооружения (60 млрд долл.). По словам г-на Агамирзяна, лучше всего продаются американские программы (70%), следом идут Европа (15%) и Япония (5%). Объем экспорта российского софта, по различным оценкам, не превышает 100 млн долл. в год.
Впрочем, «подданство» программ нередко отличается от «паспортного». Зачастую блоки программного кода (а иногда всю программу целиком) пишут жители совсем других стран. Так, многие библиотеки разработанного компанией Sun Microsystems языка программирования Java были написаны в нашей стране, говорит глава российского представительства компании Сергей Тарасов. В числе причин привлечения иностранных компаний в качестве субподрядчиков он видит нехватку специалистов на Западе (а также жесткое трудовое законодательство), спрос на иностранные разработки и дешевизну рабочей силы. Для России же офшорное программирование -- неплохая альтернатива утечке мозгов за рубеж, считает г-н Тарасов. Иностранцев, по его словам, интересуют российские программисты -- у них «все в порядке с головой, и люди они неприхотливые».
Список связанных с Россией рисков достаточно велик: плохая репутация страны, «неудобное» законодательство, возможность потери контроля над конфиденциальной информацией, отмечает Сергей Тарасов.
С ним не соглашается президент Бостонской коммерческой палаты России и США Дэниэл Сатински: «После терактов 11 сентября отношение к России в Штатах меняется в лучшую сторону». В американской прессе впервые за последние несколько лет начали появляться неагрессивные статьи о России. По словам г-на Сатински, «дверь между странами чуть-чуть приоткрылась, и сейчас уникальное время для улучшения имиджа России». Так что, считает он, россиянам нужно здраво оценить свои способности, назначить разумную цену на услуги и занять нишу на американском рынке ПО. Дэниэла Сатински не смущает кризис американского рынка. По его словам, основные потери несут поставщики «железа», а «софтверные» компании продолжают развиваться. Особенно в Штатах востребованы программы для копирования баз данных, проведения видеоконференций, а также связанный с компьютерной безопасностью «софт».
Роман ДОРОХОВ